Экономика


Катерина Уколова продаст Поднебесную

«Expert Online» 2013
Фото: из личного архива

Созданная в 2011 году столичная консалтинговая компания Oy-li, которая делает корпоративные сайты и помогает компаниям увеличивать продажи, осенью намерена открыть офис в Гонконге.

  • Основатель:

    Катерина Уколова

  • Сфера деятельности:

    Консалтинговые услуги

    • Стартовые вложения:

      100 тыс. руб.

    • Срок окупаемости:

      2 года

«Поняла, как открыть филиал в Китае и с чего начать, — пишет в своем аккаунте в Facebook основатель и генеральный директор компании Oy-li Екатерина Уколова. — Скорее всего, стартану осенью. Уже есть первые потенциальные клиенты, понятно, в каком городе это делать и как действовать. Ну и, конечно, все не так страшно, как казалось: аренда офиса 30 тыс. (рублей в месяц. — "Эксперт Online"), все сотрудники — ровно в два раза меньше стоимости в Москве, юридические вопросы решаются через Гонконг... Начать придется с российских фирм, которые работают с Китаем. Потом можно захватить крупные китайские компании. Параллельно буду учить китайский. И дальше можно будет открыто выйти на предприятия малого и среднего бизнеса в Китае...»

Фирма Oy-li началась практически с нуля — со 100 тыс. рублей за название и логотип. Через два года компания достигла оборота 3 млн рублей в месяц. Но, хотя о китайском рынке Катерина тогда еще не думала, амбициозности бывшей банковской служащей уже хватало. Еще только создав компанию, Уколова заявила, что у ее фирмы «есть миссия — развитие предпринимательства в России». Этой миссии она верна и сейчас.

«Хочется, чтобы предпринимательство в России перешло на другой уровень, — говорит Катерина. — Чтобы бизнес легко работал, он должен быть автоматизирован. У нас в стране автоматизированных бизнесов очень мало. Все в основном держится на ручном управлении СЕО-фаундеров и на контактах в блокнотах менеджеров. И, когда спрашиваешь, что будет, если ваш "менеджер с блокнотом" уйдет, руководители часто впадают в ступор. Конкуренция слабая в некоторых отраслях».

Из-за небольшой конкуренции, продолжает она, проигрывает экономика в целом: туда, где предприниматели расслабились из-за застоя, может прийти один или несколько сильных иностранных бизнесменов, которые могут полностью захватить некоторые рынки. «Чтобы успешно противостоять иностранной экспансии, российский бизнес должен быть более технологичным, — считает Уколова. — А то у нас многие деловые люди учатся на Западе, изучают их бизнес-инструменты, но ничего не применяют. По-школьному — изучили, сдали и забыли».

Миссии «развивать предпринимательство» хронологически и эмоционально предшествовало разочарование в карьере топ-менеджера банка, где она была начальником отдела обучения и развития. «Когда работаешь в большой компании, твоя роль в бизнесе не очень велика, — говорит Уколова. — И сотрудникам, как правило, становится скучно. Они начинают заниматься интригами. Как раз перед моим уходом произошла смена топ-менеджмента... Я посмотрела на все это и поняла, что интриги меня не интересуют, я хочу просто работать. Ведь здорово, когда ты взяла компанию с выручкой 100 млн рублей, и она стала 250 млн. И ведь ты это сделала!»

И она в 2009 году ушла из банка, входящего в десятку крупнейших, в маленькую компанию к своему знакомому. «Выручка у них составляла 700 тыс. рублей в месяц. За полтора года я довела ее до 20 млн, — не без гордости вспоминает Катерина. — Пообщавшись с другими бизнесменами, я поняла, что отсутствие навыков и системы продаж не случайность, а закономерность. И решила зарабатывать этим самостоятельно». Свое дело в июне 2011 года она начала с консультаций по развитию продаж: «Продажи — самое важное в любом бизнесе. Есть замечательная поговорка: один рубль — тому, кто изобрел, 10 рублей — тому, кто произвел, а 100 рублей — тому, кто продал».

Первых клиентов она искала в соцсетях, проводила бесплатные семинары. Собственные инвестиции, как уже было сказано, начала с бренда. Вопреки советам бизнес-гуру, Уколова не стала называть компанию своей фамилией, хотя она уже была достаточно известной на рынке консалтинговых услуг. Не стала и пользоваться штампами, а выбрала короткое и запоминающееся сочетание звуков — словечко «ой ли», которым на Руси принято выражать сомнение и недоверие. Другим успешным маркетинговым шагом стало установление высоких цен на услуги: за счет суммы сделки было легче покрыть затраты.

Название фирмы для Катерины наполнено очень серьезным смыслом: «Мы работаем с теми, кто способен сомневаться в себе, — те, которые слишком самоуверенны, очень редко могут добиться чего-то большего. Проблема наших предпринимателей в том, что они часто даже не осознают, что их бизнес остановился в развитии». Однако развивать свое предприятие ей поначалу было не на что. Наоборот, самой Катерине требовались деньги: «Мне надо было срочно расплатиться за машину, предоставленную фирмой, из которой я уволилась. Долг составлял 500 тыс. рублей. Я пошла и продала свои услуги за 300 тыс., еще 200 тыс. у меня было». Кредитов Oy-li не брала, да их бы и не дали: «Банки не любят консалтинговые компании, потому что у нас нет ликвидного имущества для залога».

Катерина снизила свои ежемесячные затраты до 23 тыс. рублей — чтобы иметь возможность инвестировать в развитие своего дела. Это с учетом платы за аренду жилья в Москве, куда Катя переехала из Санкт-Петербурга. Так прошел год. «Было тяжело, но я все вкладывала в компанию, — говорит Уколова. — Поэтому получилось сразу же покупать нормальные компьютеры и приобрести в команду нормальных людей». Кстати, из Петербурга в Москву она переехала так же решительно, как ринулась в бизнес: «У меня был стаж вождения два месяца, но я села за руль и поехала в Москву».

Следующим крупным вложением в свой бизнес для Уколовой (когда ее компания уже стала прибыльной) было создание сайта и фирменного стиля. Она вложила в интернет-витрину своей фирмы почти 1 млн рублей. «Лучше отказаться от кожаной мебели в переговорной, чем экономить на сайте, — говорит Катерина. — Наш сайт мне нравится, он получился функциональным и нестандартным, сразу "цепляет". Благодаря ему компания быстро запоминается и легко узнается». Создание и поддержка корпоративных сайтов сейчас приносит Oy-li 40% выручки — простейшую интернет-визитку здесь делают за 350 тыс. рублей. Другие 40% приносит услуга под названием «развитие продаж». «Мы не только консультируем, — объясняет руководительница компании. — Мы отвечаем за результат, то есть контролируем продажи, обучаем сотрудников и думаем, что предпринять, если рекомендации не срабатывают». Кроме того, Oy-li перепродает системы IP-телефонии и программные продукты b2b-назначения — например, «Мегаплан».

Параллельно и одновременно с управлением компанией Уколова умудряется уделять много времени общественным и, как правило, бесплатным мероприятиям. Это занятия для молодых предпринимателей и лекции в школах разных областей России. «У детей из регионов есть огромная проблема в этой жизни — их родители, которые зарабатывают максимум 25–30 тыс. рублей в месяц, — говорит Катерина, которая сама родилась и выросла в Магадане. — Мне кажется, в 12–14 лет,  когда на ребенка больше влияют не родители, а общество, нужно рассказать ему о существующих возможностях. Я рассказываю о том, как стать предпринимателем».

Сейчас в активе компании более 50 успешных проектов по развитию бизнеса. В самых разных сферах — производство, транспорт, логистика, оптовая и розничная торговля, банковская деятельность. Теперь, когда ее собственный бизнес стал прибыльным, Уколова начала искать дополнительные средства, участвовать в различных конкурсах. Скоро Oy-li — победитель конкурса «Бизнес-успех» — получит субсидию 500 тыс. рублей от правительства Москвы. А призом за победу в конкурсе стала та самая поездка в Китай, после которой Уколова решила завоевывать Поднебесную.

«Я хочу выводить китайских предпринимателей на российский рынок, — говорит она. — Их товары уже здесь, но самих китайских бизнесменов очень мало. Это будет хорошо в марже. Особенно что касается электроники — дорогостоящих маленьких устройств, перевозка которых обходится дешевле многих других товаров. Китайцы, думаю, будут заинтересованы в том, чтобы их маржа стала стопроцентной». Катерина не просто уверена в успехе — она понимает, что отступать уже некуда: «Я не могу приехать из Китая без контрактов — ведь все же об этом узнают. Некоторые вещи нельзя не сделать потому, что ты уже об этом рассказала…»




    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама