Экономика


Катерина Уколова продаст Поднебесную

«Expert Online» 2013
Фото: из личного архива

Созданная в 2011 году столичная консалтинговая компания Oy-li, которая делает корпоративные сайты и помогает компаниям увеличивать продажи, осенью намерена открыть офис в Гонконге.

  • Основатель:

    Катерина Уколова

  • Сфера деятельности:

    Консалтинговые услуги

    • Стартовые вложения:

      100 тыс. руб.

    • Срок окупаемости:

      2 года

«Поняла, как открыть филиал в Китае и с чего начать, — пишет в своем аккаунте в Facebook основатель и генеральный директор компании Oy-li Екатерина Уколова. — Скорее всего, стартану осенью. Уже есть первые потенциальные клиенты, понятно, в каком городе это делать и как действовать. Ну и, конечно, все не так страшно, как казалось: аренда офиса 30 тыс. (рублей в месяц. — "Эксперт Online"), все сотрудники — ровно в два раза меньше стоимости в Москве, юридические вопросы решаются через Гонконг... Начать придется с российских фирм, которые работают с Китаем. Потом можно захватить крупные китайские компании. Параллельно буду учить китайский. И дальше можно будет открыто выйти на предприятия малого и среднего бизнеса в Китае...»

Фирма Oy-li началась практически с нуля — со 100 тыс. рублей за название и логотип. Через два года компания достигла оборота 3 млн рублей в месяц. Но, хотя о китайском рынке Катерина тогда еще не думала, амбициозности бывшей банковской служащей уже хватало. Еще только создав компанию, Уколова заявила, что у ее фирмы «есть миссия — развитие предпринимательства в России». Этой миссии она верна и сейчас.

«Хочется, чтобы предпринимательство в России перешло на другой уровень, — говорит Катерина. — Чтобы бизнес легко работал, он должен быть автоматизирован. У нас в стране автоматизированных бизнесов очень мало. Все в основном держится на ручном управлении СЕО-фаундеров и на контактах в блокнотах менеджеров. И, когда спрашиваешь, что будет, если ваш "менеджер с блокнотом" уйдет, руководители часто впадают в ступор. Конкуренция слабая в некоторых отраслях».

Из-за небольшой конкуренции, продолжает она, проигрывает экономика в целом: туда, где предприниматели расслабились из-за застоя, может прийти один или несколько сильных иностранных бизнесменов, которые могут полностью захватить некоторые рынки. «Чтобы успешно противостоять иностранной экспансии, российский бизнес должен быть более технологичным, — считает Уколова. — А то у нас многие деловые люди учатся на Западе, изучают их бизнес-инструменты, но ничего не применяют. По-школьному — изучили, сдали и забыли».

Миссии «развивать предпринимательство» хронологически и эмоционально предшествовало разочарование в карьере топ-менеджера банка, где она была начальником отдела обучения и развития. «Когда работаешь в большой компании, твоя роль в бизнесе не очень велика, — говорит Уколова. — И сотрудникам, как правило, становится скучно. Они начинают заниматься интригами. Как раз перед моим уходом произошла смена топ-менеджмента... Я посмотрела на все это и поняла, что интриги меня не интересуют, я хочу просто работать. Ведь здорово, когда ты взяла компанию с выручкой 100 млн рублей, и она стала 250 млн. И ведь ты это сделала!»

И она в 2009 году ушла из банка, входящего в десятку крупнейших, в маленькую компанию к своему знакомому. «Выручка у них составляла 700 тыс. рублей в месяц. За полтора года я довела ее до 20 млн, — не без гордости вспоминает Катерина. — Пообщавшись с другими бизнесменами, я поняла, что отсутствие навыков и системы продаж не случайность, а закономерность. И решила зарабатывать этим самостоятельно». Свое дело в июне 2011 года она начала с консультаций по развитию продаж: «Продажи — самое важное в любом бизнесе. Есть замечательная поговорка: один рубль — тому, кто изобрел, 10 рублей — тому, кто произвел, а 100 рублей — тому, кто продал».

Первых клиентов она искала в соцсетях, проводила бесплатные семинары. Собственные инвестиции, как уже было сказано, начала с бренда. Вопреки советам бизнес-гуру, Уколова не стала называть компанию своей фамилией, хотя она уже была достаточно известной на рынке консалтинговых услуг. Не стала и пользоваться штампами, а выбрала короткое и запоминающееся сочетание звуков — словечко «ой ли», которым на Руси принято выражать сомнение и недоверие. Другим успешным маркетинговым шагом стало установление высоких цен на услуги: за счет суммы сделки было легче покрыть затраты.

Название фирмы для Катерины наполнено очень серьезным смыслом: «Мы работаем с теми, кто способен сомневаться в себе, — те, которые слишком самоуверенны, очень редко могут добиться чего-то большего. Проблема наших предпринимателей в том, что они часто даже не осознают, что их бизнес остановился в развитии». Однако развивать свое предприятие ей поначалу было не на что. Наоборот, самой Катерине требовались деньги: «Мне надо было срочно расплатиться за машину, предоставленную фирмой, из которой я уволилась. Долг составлял 500 тыс. рублей. Я пошла и продала свои услуги за 300 тыс., еще 200 тыс. у меня было». Кредитов Oy-li не брала, да их бы и не дали: «Банки не любят консалтинговые компании, потому что у нас нет ликвидного имущества для залога».

Катерина снизила свои ежемесячные затраты до 23 тыс. рублей — чтобы иметь возможность инвестировать в развитие своего дела. Это с учетом платы за аренду жилья в Москве, куда Катя переехала из Санкт-Петербурга. Так прошел год. «Было тяжело, но я все вкладывала в компанию, — говорит Уколова. — Поэтому получилось сразу же покупать нормальные компьютеры и приобрести в команду нормальных людей». Кстати, из Петербурга в Москву она переехала так же решительно, как ринулась в бизнес: «У меня был стаж вождения два месяца, но я села за руль и поехала в Москву».

Следующим крупным вложением в свой бизнес для Уколовой (когда ее компания уже стала прибыльной) было создание сайта и фирменного стиля. Она вложила в интернет-витрину своей фирмы почти 1 млн рублей. «Лучше отказаться от кожаной мебели в переговорной, чем экономить на сайте, — говорит Катерина. — Наш сайт мне нравится, он получился функциональным и нестандартным, сразу "цепляет". Благодаря ему компания быстро запоминается и легко узнается». Создание и поддержка корпоративных сайтов сейчас приносит Oy-li 40% выручки — простейшую интернет-визитку здесь делают за 350 тыс. рублей. Другие 40% приносит услуга под названием «развитие продаж». «Мы не только консультируем, — объясняет руководительница компании. — Мы отвечаем за результат, то есть контролируем продажи, обучаем сотрудников и думаем, что предпринять, если рекомендации не срабатывают». Кроме того, Oy-li перепродает системы IP-телефонии и программные продукты b2b-назначения — например, «Мегаплан».

Параллельно и одновременно с управлением компанией Уколова умудряется уделять много времени общественным и, как правило, бесплатным мероприятиям. Это занятия для молодых предпринимателей и лекции в школах разных областей России. «У детей из регионов есть огромная проблема в этой жизни — их родители, которые зарабатывают максимум 25–30 тыс. рублей в месяц, — говорит Катерина, которая сама родилась и выросла в Магадане. — Мне кажется, в 12–14 лет,  когда на ребенка больше влияют не родители, а общество, нужно рассказать ему о существующих возможностях. Я рассказываю о том, как стать предпринимателем».

Сейчас в активе компании более 50 успешных проектов по развитию бизнеса. В самых разных сферах — производство, транспорт, логистика, оптовая и розничная торговля, банковская деятельность. Теперь, когда ее собственный бизнес стал прибыльным, Уколова начала искать дополнительные средства, участвовать в различных конкурсах. Скоро Oy-li — победитель конкурса «Бизнес-успех» — получит субсидию 500 тыс. рублей от правительства Москвы. А призом за победу в конкурсе стала та самая поездка в Китай, после которой Уколова решила завоевывать Поднебесную.

«Я хочу выводить китайских предпринимателей на российский рынок, — говорит она. — Их товары уже здесь, но самих китайских бизнесменов очень мало. Это будет хорошо в марже. Особенно что касается электроники — дорогостоящих маленьких устройств, перевозка которых обходится дешевле многих других товаров. Китайцы, думаю, будут заинтересованы в том, чтобы их маржа стала стопроцентной». Катерина не просто уверена в успехе — она понимает, что отступать уже некуда: «Я не могу приехать из Китая без контрактов — ведь все же об этом узнают. Некоторые вещи нельзя не сделать потому, что ты уже об этом рассказала…»




    Реклама



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика