Экономика

Москва, 27.05.2016


И жене, и теще

«Expert Online» 19 jun 2013
Иллюстрация: Эксперт Online

Следственный комитет России (СКР) наконец возбудил уголовное дело в отношении первого заместителя гендиректора «Аэрофлота» Андрея Калмыкова по статье о злоупотреблении полномочиями. Оперативники СКР и МВД вчера весь день проводили обыски и выемки документов в главном офисе «Аэрофлота» на Арбате, правда, самого Калмыкова при этом задерживать пока не стали. Ему лишь предъявили постановление о возбуждении дела, в котором он фигурирует в качестве подозреваемого. Тем не менее уже в самое ближайшее время следователи собираются вызвать его на допрос. Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев уже подписал приказ об отстранении Калмыкова от исполнения обязанностей на время следствия. Если его вина будет доказана, топ-менеджеру грозит лишение свободы сроком до десяти лет и штраф до 1 млн рублей.

В СКР считают, что при заключении контрактов «Аэрофлота» с туроператорами Андрей Калмыков использовал свое служебное положение в корыстных целях. А именно: предоставлял ничем не обоснованные «явные преимущества» двум компаниям – «Санрайз тур групп» и «Санрайз тур» – при реализации блоков мест на маршрутах из Москвы в Анталию и обратно. Так, например, 15 марта 2011 года Андрей Калмыков подписал с этими компаниями от имени «Аэрофлота» договор на продажу 86 тыс. авиабилетов по цене 221 доллар за билет. И это притом, что заявки других туроператоров, готовых приобрести эти билеты по ценам на 30-40% дороже, были отклонены. Например, компания «Тез тур» еще 10 марта 2011 года направила в «Аэрофлот» предложение о покупке 46 тыс. билетов на этом же направлении по цене 320 долларов за билет, но договор с ней заключен не был. В результате этих действий Калмыкова «Аэрофлот» недополучил примерно 4,6 млн долларов прибыли. А государству как основному акционеру национальной авиакомпании России, по подсчетам аудиторской компании «HLB ПАКК-Аудит», был нанесен ущерб в размере чуть более 78 млн рублей.

Такая щедрость «Аэрофлота» по отношению к «Санрайзу» объясняется довольно просто. Дело в том, что еще до своего перехода из Минтранса в «Аэрофлот» Андрей Калмыков владел и руководил всем туристическим холдингом «Санрайз», который считается одним из крупнейших игроков на самых популярных у россиян направлениях, прежде всего в Турцию. Но пост в Минтрансе вынудил его с этой собственностью расстаться. Правда, лишь формально. Все права собственности на «Санрайз аудит сервис» и «Санрайз эссет менеджмент», в состав которой входит и «Санрайз тур групп», были переоформлены на ближайших родственников Калмыкова – супругу и ее мать. Впрочем, управление бизнесом туроператора от этого нисколько не пострадало. А назначение в 2010 году Андрея Калмыкова на пост замгендиректора «Аэрофлота» лишь укрепило положение холдинга. Электронные торги на блоки мест, которые «Аэрофлот» стал проводить перед началом каждого туристического сезона, неожиданно для всех начала выигрывать именно компания «Санрайз». Такое положение вещей еще полтора года назад вызвало недовольство у многих участников туристического рынка. Лучше всего его выразил в письме на имя вице-премьера России Аркадия Дворковича глава «Тез тура» Владимир Каганер: «Несмотря на то что мы одними из первых поддержали идею электронных торгов и приняли в них активное участие, "Аэрофлот" в одностороннем порядке, безо всяких оснований стал менять результаты выигранных лотов и цены по ним». В результате розничные цены на билеты по-прежнему остаются очень высокими. Если на электронных торгах авиабилеты на популярные курорты продавались по 3-5 тыс. рублей, то в рознице они уже стоили не менее 15 тыс. Но тогда эти аргументы услышаны не были. И лишь в прошлом году, после проверки «Аэрофлота» Счетной палатой России, дело сдвинулось с мертвой точки, а работой Калмыкова вплотную занялся СКР. Удивительно, но в ходе всех внутренних проверок деятельности Калмыкова, организованных руководством «Аэрофлота», никаких нарушений обнаружено не было. Правда, по информации «Известий», Виталий Савельев неоднократно предлагал своему заместителю написать заявление по собственному желанию, но всякий раз получал жесткий отказ. А уволить его по другой статье глава «Аэрофлота» не захотел. И понятно почему. Андрей Калмыков считается креатурой бывшего министра транспорта, а ныне советника президента России Игоря Левитина, который в свое время и пролоббировал его назначение в «Аэрофлот». Очевидно, что портить отношения с вышестоящим чиновником из-за своего предприимчивого заместителя в планы Савельева не входило. Но теперь эту неприятную работу, судя по всему, сделает за него СКР.


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Эксперт» приступил к подготовке первого рейтинга крупнейших транспортно-логистических компаний России

    Для участия в проекте необходимо заполнить электронную анкету






    Реклама




    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

    Ставки сделаны

    Повышение взносов госбанков в систему страхования вкладов не решит проблемы АСВ, которое и так уже сильно задолжало Центробанку, а лишь увеличит конкурентоспособность рискованных банков и усугубит проблемы самого агентства. Выход из кризиса следует искать в правильном регулировании рынка


    Городская среда

    Вселенная «Живых городов»

    Разбросанные по огромной территории России, города в последние века одновременно были центрами производства, инноваций, образования и культуры. Сегодня в России 1108 городов. В планах национального проекта «Живые города» - оживить 1000 из них к 2035 году. Но каким образом?

    Подсыпали сахару

    Компания «Русагро» привлекла инвесторов не только перспективами сельского хозяйства, но и обещанием платить дивиденды даже при масштабных капвложениях

    Фото: Елена Елисеева

    Свободу малому и среднему

    Перспективы малого бизнеса в России зависят не от объемов гос­поддержки, а от создания благоприятных условий для его ведения — без навязчивого контроля, административного давления и чрезмерной фискальной нагрузки

    Сергей Бобылев/ТАСС

    Глобальный мир уперся в китайскую и кремлевскую стены

    Условный Запад пытается очертить некий большой отдельный домен. ТТП плюс Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство плюс США и ряд стран-партнеров. Это пространство, объединяющее порядка 2/3 мировой экономики, будет затем просто замкнуто. То есть идет отход от предыдущей концепции о «безграничности» Запада, в рамках которой планировалось включение в него России и встраивания Китая

    kremlin.ru

    Экономический курс

    Совет экономическому совету

    Вчера, 25 мая, состоялось заседание президиума Экономического совета при президенте. Президент отметил, что «сам по себе экономический рост не возобновится». Он призвал определить основные факторы роста, но сохранить при этом макроэкономическую стабильность, не допустить раскачки бюджетного дефицита и разгона инфляции