Экономика
Москва, 01.10.2016


И жене, и теще

«Expert Online» 2013
Иллюстрация: Эксперт Online

Следственный комитет России (СКР) наконец возбудил уголовное дело в отношении первого заместителя гендиректора «Аэрофлота» Андрея Калмыкова по статье о злоупотреблении полномочиями. Оперативники СКР и МВД вчера весь день проводили обыски и выемки документов в главном офисе «Аэрофлота» на Арбате, правда, самого Калмыкова при этом задерживать пока не стали. Ему лишь предъявили постановление о возбуждении дела, в котором он фигурирует в качестве подозреваемого. Тем не менее уже в самое ближайшее время следователи собираются вызвать его на допрос. Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев уже подписал приказ об отстранении Калмыкова от исполнения обязанностей на время следствия. Если его вина будет доказана, топ-менеджеру грозит лишение свободы сроком до десяти лет и штраф до 1 млн рублей.

В СКР считают, что при заключении контрактов «Аэрофлота» с туроператорами Андрей Калмыков использовал свое служебное положение в корыстных целях. А именно: предоставлял ничем не обоснованные «явные преимущества» двум компаниям – «Санрайз тур групп» и «Санрайз тур» – при реализации блоков мест на маршрутах из Москвы в Анталию и обратно. Так, например, 15 марта 2011 года Андрей Калмыков подписал с этими компаниями от имени «Аэрофлота» договор на продажу 86 тыс. авиабилетов по цене 221 доллар за билет. И это притом, что заявки других туроператоров, готовых приобрести эти билеты по ценам на 30-40% дороже, были отклонены. Например, компания «Тез тур» еще 10 марта 2011 года направила в «Аэрофлот» предложение о покупке 46 тыс. билетов на этом же направлении по цене 320 долларов за билет, но договор с ней заключен не был. В результате этих действий Калмыкова «Аэрофлот» недополучил примерно 4,6 млн долларов прибыли. А государству как основному акционеру национальной авиакомпании России, по подсчетам аудиторской компании «HLB ПАКК-Аудит», был нанесен ущерб в размере чуть более 78 млн рублей.

Такая щедрость «Аэрофлота» по отношению к «Санрайзу» объясняется довольно просто. Дело в том, что еще до своего перехода из Минтранса в «Аэрофлот» Андрей Калмыков владел и руководил всем туристическим холдингом «Санрайз», который считается одним из крупнейших игроков на самых популярных у россиян направлениях, прежде всего в Турцию. Но пост в Минтрансе вынудил его с этой собственностью расстаться. Правда, лишь формально. Все права собственности на «Санрайз аудит сервис» и «Санрайз эссет менеджмент», в состав которой входит и «Санрайз тур групп», были переоформлены на ближайших родственников Калмыкова – супругу и ее мать. Впрочем, управление бизнесом туроператора от этого нисколько не пострадало. А назначение в 2010 году Андрея Калмыкова на пост замгендиректора «Аэрофлота» лишь укрепило положение холдинга. Электронные торги на блоки мест, которые «Аэрофлот» стал проводить перед началом каждого туристического сезона, неожиданно для всех начала выигрывать именно компания «Санрайз». Такое положение вещей еще полтора года назад вызвало недовольство у многих участников туристического рынка. Лучше всего его выразил в письме на имя вице-премьера России Аркадия Дворковича глава «Тез тура» Владимир Каганер: «Несмотря на то что мы одними из первых поддержали идею электронных торгов и приняли в них активное участие, "Аэрофлот" в одностороннем порядке, безо всяких оснований стал менять результаты выигранных лотов и цены по ним». В результате розничные цены на билеты по-прежнему остаются очень высокими. Если на электронных торгах авиабилеты на популярные курорты продавались по 3-5 тыс. рублей, то в рознице они уже стоили не менее 15 тыс. Но тогда эти аргументы услышаны не были. И лишь в прошлом году, после проверки «Аэрофлота» Счетной палатой России, дело сдвинулось с мертвой точки, а работой Калмыкова вплотную занялся СКР. Удивительно, но в ходе всех внутренних проверок деятельности Калмыкова, организованных руководством «Аэрофлота», никаких нарушений обнаружено не было. Правда, по информации «Известий», Виталий Савельев неоднократно предлагал своему заместителю написать заявление по собственному желанию, но всякий раз получал жесткий отказ. А уволить его по другой статье глава «Аэрофлота» не захотел. И понятно почему. Андрей Калмыков считается креатурой бывшего министра транспорта, а ныне советника президента России Игоря Левитина, который в свое время и пролоббировал его назначение в «Аэрофлот». Очевидно, что портить отношения с вышестоящим чиновником из-за своего предприимчивого заместителя в планы Савельева не входило. Но теперь эту неприятную работу, судя по всему, сделает за него СКР.


Журнал «Эксперт» + подарок

Журнал Эксперт + Сертификаты на обучение в школе иностранных языков



    Реклама

    AdRiver
    26 октября 2016 года. Форум «Эксперт-400»

    «Драйверы экономического роста России в настоящее время»



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

    В ситуации, когда государство не платит по госзаказам и забирает больше 14 рублей налогов и обязательных платежей с каждого рубля предпринимательской прибыли, а население сокращает расходы, дальнейшее повышение налогов не имеет смысла. Минфин публично признал это и пообещал не повышать налоги ближайшие три года


    Пресс-служба правительства РФ/ТАСС Автор: Екатерина Штукина

    Конкуренция и монополии

    Глава ФАС: «Госкорпорации монополизировали рынки»

    С поощрением конкуренции ситуация все лучше, а с самой конкуренцией — все хуже, заявил глава ФАС Игорь Артемьев. Бороться с этим он будет спецпрограммами, которые появятся к весне. Да, соглашаются аналитики, но условия оплаты госконтрактов неблагоприятны и их способны выдержать только сверхкрупные игроки, часто именно госкомпании. Парадигма развития экономики отдает и ресурсы, и заказы в их руки. Наверное, в компенсацию за столь тяжкий груз они потом и включают бриллианты в заявки на закупки, как тоже рассказал глава ФАС

    Imago/TASS

    Мир

    Deutsche Bank: шансов на спасение без господдержки все меньше

    Акции Deutsche Bank в четверг снова рухнули на фоне бегства клиентов из хедж-фондов. Руководство компании пытается успокоить рынки и намекает даже на некий заговор "рыночных сил", но все больше экспертов склоняются к тому, что крупнейший немецкий банк придется спасать за счет средств правительства Германии

    ТАСС

    Специальный доклад

    Экспорт и техническая эффективность: есть ли связь?

    Результаты модельных расчетов говорят о наличии положительной взаимосвязи между статусом экспортера и технической эффективностью предприятий. Это, с одной стороны, является следствием обучения в процессе экспортной деятельности, а с другой — результатом самоотбора изначально эффективных предприятий, выходящих на экспортный рынок