Общество


Всеобщая канализация страны

«Expert Online» 2013
Фото: ИТАР-ТАСС

Агентство «Финмаркет» опубликовало исследование, в котором выяснила уровень подключения населения России к централизованным системам водоотведения. В целом все оказалось не плохо – 67,6% домохозяйств в стране имеют центральную канализацию. Аналогичный уровень, по данным Евростата, достигнут в Италии (69% населения), Португалии (70%) и Чехии (76%). Однако радоваться тому, что мы вроде как «соответствуем» европейским странам, не стоит – дьявол, как обычно, скрылся в деталях. А они сильно портят картинку.

В своем исследовании «Финмаркет» опирался на данные Росстата, что само по себе говорит о многом. Само агентство специально отметило, что «все приведенные значения не учитывают почти 3% домохозяйств, по которым в переписи населения нет данных об обеспеченности коммунальными услугами». В остальном выяснилось, что в доме у 74% россиян есть ванна или душ. Еще у 1,7% они находятся вне жилища, а 13,8% владеют баней или сауной. Полностью лишены возможности помыться дома 10,5% семей страны.

Но самый большой разброс возникает при сопоставлении статистики от городского и сельского населения. Более 89% жителей городов (в том числе поселков городского типа) имеют туалеты внутри жилища; в сельской же местности этот показатель опускается до 35,4%. Очевидным становится и тот факт, что самыми обеспеченными теплыми туалетами регионами являются те, в которых преобладает доля городского населения. В лидерах – регионы Севера, где сельских жителей, как и деревень, в силу природных особенностей практически нет: по доле домохозяйств, имеющим туалеты со смывом, на первых местах оказались (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) Мурманская и Магаданская области, а также Ямало-Ненецкий округ и Камчатский край (94-99%). В Московской области этот же показатель составляет 93,8%, в Ленинградской области справляют нужду в домашних условиях 87,6% домохозяйств. В аутсайдерах, опять же по понятным причинам (тепло там большую часть года!), - регионы Северного Кавказа. Так, в Ингушетии лишь 14,9% домохозяйств имеют унитазы, в Чечне – всего 19,2%, а в Дагестане – 31,3%.

Но, несмотря на эти показатели, «Финмаркет» делает четкий вывод – холодный климат не является гарантией наличия теплого туалета в доме! Так, в Калмыкии, где зимой могут стоять и 30-градусные морозы, унитазы в домах есть лишь в 37,9% домохозяйств. В Республике Алтай – лишь в 23,7%, а в Туве – в 29,9%. Хотя там бывают и 40-градусные морозы. «Менее половины жителей подключены к канализации в Бурятии и в Забайкальском крае, в Курганской области, в Якутии этот показатель составляет всего 56,6%», - говорится в выводах агентства.

Но настоящий ужас твориться в сельской местности. В регионах Севера обеспеченность жилищ туалетами со смывом еще как-то соответствует показателям городов, а вот на Северном Кавказе и ряде депрессивных республик Сибири о таких благах цивилизации и не слышали.

Опрошенным «Финмаркетом» эксперты едины, что такая картина не случайна. Прежде всего, люди пока что проявляют слабый запрос на качество канализования собственного жилища. «Чем дальше в глубинку, тем меньше потребность в горячем водоснабжении, канализации и других удобствах. Когда у людей есть деньги, они тратят их на телевизор, автомобиль, но не на нормального вида нужник. Раз для людей это не становится значимой потребностью, то и власти особенно не стараются в деле обеспечения электората канализацией, - говорит Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. – Отсутствие канализации и других коммунальных удобств работает на закрепление патриархального образа жизни. Если вы не можете круглогодично принять душ и пользоваться унитазом, то вас довольно сложно модернизировать. Архаика быта влияет на архаику ценностей. Бытовой архаизм закрепляет очень многие мотивации, стереотипы поведения в других сферах».

Впрочем, в сложившемся положении виноваты и чисто экономические реалии. Так, высокие затраты на установку и содержание систем канализации, а также очистки сточных вод, фактически делают их неподъемными для рядовых домохозяйств и неинтересными для частных инвесторов. Отсюда – и слабое развитие этой отрасли: людям проще поставить деревянный туалет во дворе, чем справлять нужду по европейским стандартам. 




    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама