Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Мир

На самом каблуке

«Expert Online» 2013
Фото: Евгений Уткин

Итальянский регион Апулия сражается за российского туриста, «как за Сталинград». Там есть все для этого – море, солнце, вкусная еда и, конечно, мощи св. Николая.

В последний раз, когда я был в Бари (в далеком 2009-м), мэр города левоцентрист Микеле Эмилиано сказал мне: «Я буду биться за этот город, как вы бились за Сталинград, и отстою его!» Дело было как раз перез выборами, он отстоял Бари и победил (во втором туре) во второй раз. За это время он успел попасть в тройку самых любимых мэров Италии. Так вот, как когда-то Эмилиано бился за город, сейчас городские, районные и областные власти бьются за туриста, и особенно за туриста российского! Почему за нашего? Да потому что, по данным итальянского статистического института, российский турист сейчас тратит в Италии больше любого другого – почти 200 евро в день. Поэтому местным властям очень хотелось бы, чтобы регион Апулия попал в тройку лидеров Италии по туризму. Это бы существенно подняло экономику региона и помогло бы снять социальную напряженность.

Мне удалось поучаствовать в одной такой «битве». Организована она была правительством региона Апулия при содействии Confindustria (местный Союз промышленников и предпринимателей) и Sprint Puglia. Она была частью гигантского сражения за Апулию – в те дни в регион пригласили почти 200 туристических агентств со всего мира (в том числе и из России) и показывали местные красоты. У нас задача была еще сложнее – и полюбоваться красотами, и еще оценить возможности индустрии региона – от моды до агропрома, и все за четыре дня.

Прежде всего, в Апулии, как и во всей Италии, полно архитектурных шедевров, многие из которых причислены к мировому наследию ЮНЕСКО, такие как Кастель-дель-Монте, Альберобелло, Монте-Сант’Анджело. Хотя практически в любом городе и так можно найти древние базилики. И, конечно, не стоит забывать, что в Бари (столице Апулии) в базилике Сан-Никола покоятся мощи святого, почитаемого во всем христианском мире. Их можно увидеть в крипте, находящейся под базиликой, там иногда проходят службы, как католические, так и православные. Кроме этого, в Бари находится и русский храм-подворье Святителя Николая (он был построен в начале прошлого века на российские пожертвования и принадлежал России, в 1937 году за копейки был продан городу, и, наконец, в 2009-м подворье было возвращено России). Еще в Бари прекрасный замок и очень живописный Старый город, который нельзя пропустить.

Вообще, всю зону рядом с Бари называют землей замков и соборов. Это и старинный городок Трани с чудесной гаванью и стоящим прямо у моря собором Святого Николая Пилигрима (ХII век), и восьмиугольный (фрактальный) замок Кастель-дель-Монте, построенный швабским императором Фридрихом II (про него рассказывают много чудес), и много других городов. Барочный Лечче (его называют Южной Флоренцией), живописные морские Монополи и Галлиполи и столица трулло (это жилища, сложенные из камня без использования цемента, конусообразной формы, как юрты) город Альберобелло, самый древний город на земле Матера (он хотя и расположен в другом регионе Италии, Базиликате, но от Бари расположен всего в часе езды). Впрочем, описывать можно долго, хватило бы на книгу. Так что посмотреть, приехав на неделю или две, более чем достаточно. 

Хотя, по оценкам итальянцев, средний турист проводит в Апулии 3,6 дня. То есть он едет в Италию и заодно заезжает в Апулию, чаще всего в Бари. Таких в 2011 году было 2,1 млн. А тех, кто специально приезжал в Апулию, отдохнуть и посмотреть ее, было 540 тыс. человек. И хотя показатели эти растут (+17% за последний год), но апулейским чиновникам хотелось бы больше. Растет и число россиян, посетивших регион, причем лучше, чем остальных туристов (например, +40,26% в 2012-м). Более того, 90% россиян останавливаются в отелях 4-5 звезд, которые есть как в каждом крупном городе, так и среди виноградников, как, например, отель Melograno («гранат» по-итальянски). Расположенный в 8 км от побережья, это серия белых старых домиков в садах со старым убранством внутри, где можно на несколько дней забыть о заботах и просто отдохнуть (бассейн, конечно, есть). Есть и свой пляж, до него ездят автобусы отеля. Но не менее чудесны и апулийские массерие – домики местных фермеров, где обычно они выращивают овощи и фрукты, оливки и виноград, имеют ресторанчики и сдают комнаты туристам. В паре таких массерий (Sant’Angelo и Sei Carri) мы и пообедали. Кроме обильной и здоровой пищи (причем за 20 евро), там вам могут показать, как делают моцареллу и «ореккиетте» («ушки», местные макаронные изделия) – и они тут же пойдут вам на стол.

И правда, кроме интересных городов, в Апулии 800 км морского побережья Адриатического и Ионического морей, как каменные, так и песчаные. Причем можно найти чудесные непереполненные (как в Римини) пляжи с чистейшей водой – их называют даже местными Мальдивами. И, конечно, пища, местные овощи и фрукты, оливки, вино, разнообразные сыры, свежая рыба и паста – с голоду здесь точно не умереть. Более того, советую не заказывать слишком много пищи – может оказаться, что после обильных закусок вы уже наелись, а вам несут еще и первое (конечно, «ореккиетте»), и второе.

Несмотря на этот рай, что же останавливает туристов, почему их не так много? Все достаточно просто: Апулия – это каблук Италии, дальний ее угол, и туристы, которые едут в Италию на машинах (в основном немцы и голландцы), оседают выше, кто на озерах, кто на Адриатике под Венецией. Инфраструктура не очень развита, без машины достаточно трудно передвигаться (хотя есть и поезда, и автобусы). И, наконец, нет прямых регулярных рейсов из России. Впрочем, Рокки Малатеста из PugliaPromozione (он также является директором центра CESVIR) рассказал, что в следующем году в два раза увеличатся чартерные рейсы из России в Бари (были раз в неделю). Кроме того, на прошедшем в Турине XXIII заседании Российско-итальянской рабочей группы по промышленным округам и сотрудничеству в сфере малого и среднего бизнеса (11-14 ноября) регион Апулия заинтересовал многих российских туроператоров и даже авиаперевозчиков. Малатеста рассказал об интересе, например, Ural Airlines. Так что вскоре может оказаться, что Бари будет связан регулярными рейсами, что скажется на увеличении числа российских туристов.

Оказалось, что, кроме пищи и туризма, в регионе много «модных» компаний, более 5000! И есть целые кластеры: по пошиву рубашек (например, Nocese Manifatture, выпускающая рубашки под брендом Harry e Sons, с президентом которой сенатором Анджелой Д’Онгией мы познакомились), по свадебным платьям, по обуви. Ясно, что заехать нам удалось только в три компании: Industria Tessile Nardelli (с брендом Angelo Nardelli 1951, который напоминает об основателе компании Анджело Нарделли в 1951 году), Ottavio Nuccio (свадебные и церемониальные наряды) и Kasucci (пошив обуви, в основном ручным способом).  Представитель компании Industria Tessile Nardelli Джанни Джордано рассказал о компании (они шьют мужскую одежду, от деловой до casual, высокого качества): они уже известны в России, у них есть дистрибьютер, но, вероятно, хотят еще больше расширить свое присутствие. Другие компании с Россией не работали и хотели бы выйти на этот рынок. Например, Элио Казуччи, глава компании Kasucci, шьет мужские ботинки из цельного куска кожи – без швов (я не видел подобного у других). Он шьет обувь на заказ, ему присылают и компьютерные замеры, и даже гипсовые слепки.

Кроме этого, мы познакомились и с ювелиром Микаэлой Кайати (Trizio Caiati), которая создала свою линию уникальных ювелирных изделий Micaela Caiati, которые продает в бутике в Бари и на Сардинии (там, куда приезжают только самые состоятельные россияне). Оказалось, что в Апулии находится самая большая теплица в Европе – более 80 га, которая принадлежит группе Ciccolella, и там выращивают цветы, в основном розы. Компания управляется тремя братьями Чикколелла, Коррадо (СЕО), Винченцо и Антонио. Винченцо рассказал, что его компания (оборот более 300 млн евро) использует энергосберегающие технологии и замкнутый производственный цикл. И, конечно, они рады поставлять российским женщинам розы.

Кроме того, в Апулии самые большие соляные поля не только в Италии, но и в Европе – крупнейшие из них расположены в приморском городе Маргарита-де-Савойя, на территории национального природного заповедника. И там компания Atisale производит соль древним традиционным способом – выпаривает ее на копях. В Апулии производят прекрасное вино – хотя оно и не дешевое. Мы посетили винодельческую компанию Tormaresca. У нее давняя история: ее основатель – потомственный итальянский винодел маркиз Антинори. CEO компании Джузеппе Палумбо рассказал, как они экспортируют свою продукцию, в том числе и в Россию. А про оливковое масло можно говорить долго, но, по-моему, там производят лучшее масло в мире. В Апулии часто встречаются оливковые деревья, которым более 1000 лет. И старых деревьев очень много – собирать с них оливки гораздо труднее, часто только вручную. Поэтому масло (конечно, первой холодной выжимки) получается элитарное, с ароматом на весь дом, но тоже довольно дорогое. Мы посетили Oliveti D’Italia: крупный (ему принадлежит 13 тыс. га земли) производитель экологически чистого оливкового масла, консорциум 2500 частных фермерских хозяйств, продукция которых продается под единым брендом. Впрочем, и компаниям поменьше есть место на рынке: например, EDO (СЕО Мария Тереза Сассано) производит подарочные «продуктовые» наборы, которые стало модным дарить на Рождество (это было модно и раньше, но с кризисом продукты (это вино, оливковое масло) стали дарить еще чаще). А Вито Уддженти из концорциума Orgoglio Pugliese даже думает, не начать ли производство настоящей «апулийской» моцареллы в России.

И, конечно, мы посетили вторую компанию Италии по производству макаронных изделий (после Barilla) – Divella. Она хорошо известна в России, причем Parmalat является логистическим партнером. Существующая более 120 лет семейная компания совсем недавно начала выпускать и печенье из натуральных ингредиентов.

Оказалось, что в этом регионе есть все и для отдыха, и для бизнеса. Не хватает только методики, как донести это до туристов по всему миру. Классические модели повышения привлекательности территории посредством привлечения в свой город международной выставки, конкурса или же развитие в регионе модной культурно-спортивной площадки в условиях искушенности главных потребителей услуг – туристов становятся сегодня слишком затратными. Небольшие и тем более находящиеся в преддефолтном состоянии муниципалитеты позволить себе такой роскоши уже не могут. Что же можно сделать?

«Уже сегодня мы ведем диалог с рядом регионов о развитии совместных с локальными муниципалитетами проектов организации комплексных образовательных школ обучения сельскохозяйственным знаниям и основам различных локализованных ремесел, – рассказывает Дмитрий Белков, управляющий партнер  компании Partner N1. – Эдьютэйнмент – то есть развлечение через образование – в контексте классического натурального земледелия и аутентичное искусство рукоделия и ремесла не только позволят привлечь большее количество туристов, но и подтолкнут в будущем продажи продуктов земледелия и ремесла из данных регионов».

Ну, впрочем, один мегаповод Апулии совсем не помешает: сейчас, в предверии визита Владимира Путина в Италию и Ватикан и его встречи с папой Римским Франциском, заговорили о возможной встрече двух глав христианской церкви – патриарха всея Руси и папы Римского. Одно из возможных мест встречи может быть г. Бари. Если это историческое событие произойдет там – то и о Бари, и об Апулии услышит весь мир.

Бари–Турин–Милан

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама