России не нужен инновационный подъем?

Москва, 11.12.2013
Компания ОТИС запускает в производство лифты нового поколения, но российские архитекторы и девелоперы пока настороженно относятся к новинке.

Фото: AP

В настоящее время на заводе «Отис России» в Санкт-Петербурге уже смонтировано оборудование для производства Gen2. Вложения составили 30 млн долларов. Стоимость среднего лифта Gen2 с экономичной отделкой составляет около 30 тыс. долларов, то есть немногим дороже, чем в среднем по рынку. Первые модернизированные кабины сойдут с конвейера уже в феврале будущего года.
Особенность лифтов Gen2 в том, что они оборудованы безредукторной лебедкой, поэтому не требуют машинных помещений. Кабина перемещается с помощью не требующих смазки полиуретановых ремней (вместо стальных тросов), что делает ход лифта плавным, без вибраций и шума. При торможении лифт вырабатывает и накапливает электроэнергию, поэтому экономия электричества лифта Gen2 может составлять до 75% (чем больше он находится в движении, тем больше экономия).

«Мы начали с того, что подняли производительность питерского завода до 10 тыс. лифтов в год – в два раза выше уровня 2011 года, – пояснил "Эксперт Online" Вардан Авакян, генеральный директор "Отис России". – Мы выпускали 85 лифтов в неделю, сейчас 160. В следующем году выйдем на 180, потом 200 – это производственная мощность новых линий».

Компания также планирует продвинуть новую продукцию за счет программы развития Дальнего Востока. В частности, ее привлекают большие планы государства по строительству инфраструктурных объектов, требующих большого количества лифтов и эскалаторов. Ну и, конечно же, компания рассчитывает воспользоваться налоговыми льготами в будущих свободных экономических зонах.

Все олимпийские объекты в Сочи, которые по конкурсу достались «Отис России», уже оборудованы  лифтами Gen2. Но они, как правило, китайской сборки, поэтому обходятся на 30% дороже, чем будут стоить отечественные. Выпуск лифтов в России начнется в феврале следующего года. Пока же на питерском заводе только тестируют установленное оборудование. И это будет первое производство почти полного цикла лифтов Gen2 в России. Он на 90% будет состоять из российских комплектующих.

«Линейка основана на двух платформах. Одна для выпуска лифтов с машинным отделением, другая – без и на стальных тросах, – продолжает Вардан Авакян. – Мы вынуждены делать промежуточный продукт, поскольку не все застройщики ценят инновации, а архитекторы по-прежнему предпочитают проектировать здания с помещениями для машинных отделений. Но мы приняли для себя болезненное решение и сейчас 50% лифтов делаем с регенеративным приводом, который позволяет экономить электричество. Спрос на них очень маленький, но мы решили приучать покупателей к "зеленым" технологиям».

При этом модернизированный лифт «Отис» питерского производства стоит ровно столько же, сколько обычный, уверяют на предприятии. Однако экономия энергии от его использования немалая. К примеру, два обычных лифта в жилом доме на 16 этажей потребляют в год в среднем 16 000 кВт-ч. Если взамен этих лифтов установить лифты с частотно-регулируемым приводом, безредукторной лебедкой и регенеративным модулем, то экономия электроэнергии составит минимум 55%. Средняя годовая экономия электроэнергии составит 65%, а в киловатт-часах – 10 400 кВт-ч в год. В денежном выражении (при цене 1 кВт – 4 рубля) – 41 600 рублей в год. То есть за 30 лет модернизированный лифт полностью себя окупает при гарантированном сроке эксплуатации в 50-60 лет. В торговых центрах окупаемость наступит быстрее – с учетом большей загруженности лифта (в жилых домах они простаивают 80% времени, в общественных – намного меньше, а накопление электричества происходит за счет числа торможений лифта). Сэкономленную накопленную энергию можно расходовать как на нужды здания, так и на работу самого лифта.

Антон Ганибаев, руководитель проектов департамента по работе с корпоративными клиентами Colliers International (консалтинг по коммерческой недвижимости), считает, что у российских девелоперов еще не назрела необходимость в лифтах нового поколения.

«Как правило, девелоперы консервативны и с осторожностью относятся к разного рода инновациям, – нужна подтвержденная практика эксплуатации и хорошие результаты. Экономия на электроэнергии для девелопера  не является основным приоритетом, так как в конечном итоге данные затраты несут конечные пользователи здания (арендаторы). Кроме того, учитывая относительно низкую стоимость киловатт часа электроэнергии в РФ, доля этих затрат в общем объеме эксплуатационных расходов достаточно низка, и сокращение ее к примеру в два раза не будет являться мощным push фактором, - считает Антон Ганибаев. - Конечно, когда "зеленые технологии" получат более широкое распространение и в среде девелоперов станет нормой сертифицировать здания на GOLD по LEED и VERY GOOD по BREEAM, тогда стоит ожидать увеличения спроса на такие лифты и другие энергосберегающие (зеленые) решения. А пока больше просматривается рисков, связанных с техническим обслуживанием новых лифтов.  Если за бизнес центры класса А и B, современные торговые комплексы и апартаменты можно не беспокоиться, то в секторе жилого строительства среднего и эконом-класса могут быть проблемы. Для девелоперов, как и для нас, не секрет, что управляющие компании, занимающиеся ТОиППР в том числе лифтового оборудования в целях экономии применяют иностранную рабочую силу. И отдавать им на откуп инновационное оборудование означает иметь риск поломок по причине его некорректного обслуживания. Т.е. это риск, от которого девелопер уходит просто – не использует новое оборудование».

К слову, в Европе 90% продаваемых лифтов «Отис» сделаны по технологии Gen2. В России компания намерена продвинуть новую продукцию за счет своего расширения в регионы.

«Мы уверены, что спрос на Gen2 будет расти, – считает Вардан Авакян. – В России дефицит торговых площадей в крупных городах. По нашим данным, в будущем году будет построено до миллиарда коммерческой недвижимости, а наличие "зеленых технологий" влияет на класс здания, поэтому перспективы есть. Но главное для нас все же не столько деловой расчет, сколько лидерство в технологии, считайте, что это вложение в будущее».

Справка

ОТИС на территории РФ является крупнейшим производителем лифтов для разного типа зданий. В 2007 году оборот компании составил 327 млн долларов. Порядка 3500 сотрудников ОТИС работают на территории всей России. Подразделения компании открыты в 45 крупных городах страны. В Россию компания пришла еще в 1893 году, когда по личному заказу императора Александра III в Зимнем дворце были установлены лифты ОТИС. В 1915 году компания открыла в стране свое представительство. Вплоть до революции 1917 года большинство лифтов в Российской империи были лифтами ОТИС. В советские годы ОТИС осуществлял единичные поставки лифтов, в основном для технически сложных или важных проектов. В начале 1990-х годов ОТИС возвращается в Россию. 15 сентября 1992 года мэр столицы Юрий Лужков подписал постановление правительства Москвы о создании открытого акционерного общества «Мос ОТИС» «в целях создания конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию, монтажу, замене и реконструкции лифтов, а также привлечения иностранных инвестиций в сферу городского хозяйства». Правительство Москвы является соучредителем «Мос ОТИС». Компания имеет на территории России 49 филиалов и четыре предприятия – в Санкт-Петербурге (производство лифтов), в Щербине (производство лебедок) и в Москве (производство запасных частей). Оборот головной компании ОТИС составляет 12,4 млрд долларов в год.

«Россия – третий по объему рынок после Китая и Индии»

Большой интерес ОТИС проявляет к программе развития Дальнего Востока. В том числе об этом «Эксперт Online» рассказал Линдси Харви, президент «Отис Великобритания», куратор по Центральной и Восточной Европе.

– Линдси, почему вас заинтересовал Дальний Восток?

– Мы внимательно следим за планами российского правительства и знаем, что принята программа развития Дальнего Востока. Там собираются организовать свободные экономические зоны по типу азиатских. Если это произойдет, мы, безусловно, этим воспользуемся. В Китае нашему развитию очень помогли именно такие зоны.

– Уже есть предварительные договоренности с кем-то?

– Пока нет, мы еще просчитываем возможности. Мы знаем, что планируется модернизация Байкало-Амурской магистрали, а значит, будут переоборудоваться вокзалы, будет строиться другая инфраструктура. В регионах Дальнего Востока будут модернизировать аэропорты, строить больше коммерческой недвижимости, высотные жилые дома. Все это потребует большого количества лифтов и эскалаторов, поэтому есть смысл подумать и о размещении производства на Дальнем Востоке.

– А ближайшие планы?

– Мы собираемся расширять свое представительство в регионах России, поскольку знаем, что по всей стране около 700 тыс. лифтов нуждаются в замене. И вообще Россия по инвестиционной емкости – третий рынок после Китая и Индии.

– Вы заходили в Россию в начале девяностых годов, во времена «дикого капитализма» и рэкета. Как выживали?

– Мы знали о рисках, которые были характерны для России в начале девяностых годов. Поэтому зашли сюда через партнерство с правительством Москвы. Это обеспечило нам безопасность бизнеса.

– После отставки мэра Юрия Лужкова и потери бизнеса его женой Еленой Батуриной для вас что-то изменилось?

– Нет. Абсолютно ничего, поскольку нашими партнерами является само правительство, а не отдельные личности. Это тоже было нашим обязательным условием для ведения бизнеса в России.

– Многие иностранные инвесторы жалуются на высокую коррумпированность региональных и муниципальных чиновников. Намереваясь продвигаться в регионы, вы готовы к тому, что некоторые будут требовать взятки?

– Мы знаем об этой проблеме и в некоторых городах уже сталкивались с предложением дать взятку. Но мы категорически против этого, поэтому просто отказывались иметь дело в этих городах и уходили туда, где нет таких этических проблем. Это принципиальная позиция компании. Кстати, зря вы думаете, что это характерно именно для России. В Китае и Индии не меньше проблем с коррупцией.

– Но также многие говорят о недобросовестности российских менеджеров.

– Да, мы несколько раз столкнулись с таким явлением. Были случаи, когда менеджеры под крупные проекты уводили клиентов к конкурентам. Были случаи, когда после реализации крупного заказа менеджеры уходили на работу чиновниками в те ведомства, которые размещали заказ. Для нас это были сигналы о наличии конфликта интересов, поэтому мы ввели систему внутренней безопасности в России. У нас в России регулярно работают пять агентов, проверяют все контракты и договоры.

– В Сочи с 2011 годы ОТИС поставила 1350 лифтов, из них около тысячи только на олимпийские объекты. Здесь обошлось без откатов?

(Смеется)

– Генеральный директор «Отис Россия» Вардан Авакян говорит, что проект ведет здесь уже три года и ни разу не виделся с генеральным заказчиком. Я ему верю. Кроме того, у нас заключаемые здесь контракты утверждаются в Москве под надзором аудиторов и агентов. Так что любое увеличение цены из-за отката мы бы обнаружили. Здесь же мы некоторые лифты ставили по цене, близкой к себестоимости, поскольку для нас это больше имиджевый проект. К тому же у нас в России подобралась очень профессиональная команда менеджеров, которые исповедуют честные принципы ведения бизнеса.

– Вы участвовали в строительстве олимпийских объектов в других странах. Чем российский проект отличается от других для вас?

– Я слышал русскую пословицу – «долго запрягать – быстро ехать». Вот именно это мы здесь и наблюдаем. В Лондоне у нас между запуском лифтов, точнее, зданий, в эксплуатацию и началом Игр был целый год. Здесь же очень долго готовилась документация, долго готовились проекты. Все приходится делать в очень сжатые сроки, так мы нигде не работали. Вот уже меньше двух недель до Рождества, а работы еще идут полным ходом. Надеюсь, они успеют все доделать в срок. Наши механики работают в две смены – днем и ночью. К тому же здесь сложная логистика: всего одна дорога к Красной Поляне, местность извилистая, труднее, чем где бы то ни было, доставлять оборудование.

– Что в целом вы можете сказать о нашей олимпийской стройке?

– Это очень красивый спортивный парк, очень красивые места в Красной Поляне. Когда уберут строительный мусор, это будет замечательно. Но, я слышал, есть большая проблема, как использовать эти объекты после Олимпийских игр. Наверное, России придется потрудиться для продвижения на рынке этого места как туристической зоны. Думаю, что горнолыжная трасса будет прежде всего востребована.

– Вы сами приедете потом сюда покататься на лыжах?

– О, это хорошая идея – покататься и заодно проинспектировать наши лифты, спасибо.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара к рублю всех сильно удивит
      На российском валютном рынке растет спрос на рублевую ликвидность в ожидании налогового периода. А прогнозы экспертов в отношении курса рубля становятся все более смелыми
    2. Курс доллара: рубль готовится к важному событию
      Курс доллара: рубль готовится к важному событию
    3. Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
      Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
    Реклама