Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Правительство не будет «экономить на спичках»

«Expert Online» 2014
ФОТО ИТАР-ТАСС

Премьер-министр своим распоряжением отменил введение социальных норм потребления на тепло, газ и водоснабжение. Причина – отсутствие у большинства населения приборов учета для подсчета социальной нормы. Но за сверхнормативное потребление электричества большинству граждан все же придется платить больше.

Идея ввести социальные нормы потребления на услуги ЖКХ вызвала бурное обсуждение в широких кругах экспертов и явное недовольство среди населения. В июле прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о введении социальной нормы потребления на услуги ЖКХ по всей стране с июля 2014 года. А в семи «пилотных» регионах они были введены еще в сентябре прошлого года. Это Красноярский и Забайкальский края, Нижегородская, Владимирская, Самарская, Орловская и Ростовская области.

Смысл введения социальных норм потребления коммунальных услуг правительство объясняет необходимостью защитить большую часть населения от резких повышений тарифов. Предполагается, что владельцы особняков и наиболее расточительные граждане станут платить намного больше, чем теперь, зато для 70% населения (малообеспеченного и экономного) тарифы будут расти меньшими темпами, чем прежде, а то и вовсе снизятся. И это должно помочь достижению главной цели – снижение нагрузки на коммерческие предприятия, которые платят за коммунальные услуги намного больше, покрывая сниженные тарифы для населения. Официальная позиция одного из инициаторов введения социальных норм - Минэнерго - в том, что социальные нормы будут стимулировать энергоэффективность. Но это противоречит рыночной логике: энергетикам выгоднее продать как можно больше энергии, дефицита которой в стране нет и не предвидится.

Похоже, экспертное мнение взяло вверх. Премьер-министр во вторник отменил введение социальных норм по газу, теплу и воде. В пояснении к распоряжению Дмитрия Медведева говорится, что результаты реализации пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии показали, что «одним из условий успешного внедрения социальной нормы потребления коммунальных услуг является оснащённость приборами учёта подавляющего большинства потребителей». (Вообще-то иное трудно себе представить: без счетчика норму не установить). Но по данным Росстата, на 30 июня 2013 года оснащённость квартир и жилых домов индивидуальными приборами учёта холодной и горячей воды составляет 57,5%. А в сфере водоснабжения практически отсутствует перекрёстное субсидирование, снижение которого является одной из основных целей введения социальной нормы потребления коммунальных услуг. Таким образом, правительство по сути признало, что главной целью введения социальных норм являются не столько стремление снизить тарифы для экономных граждан, сколько все-таки уйти от перекрестного субсидирования за счет среднего класса.

Для установления социальной нормы потребления коммунальных услуг по отоплению и газоснабжению также необходимо оборудовать жилые помещения приборами учёта газа и тепловой энергии. Но сейчас установка поквартирных приборов учёта, например, тепловой энергии проводится только в случае, если в доме установлена горизонтальная разводка системы теплоснабжения (один стояк на одну квартиру), которая в настоящее время применяется только в новостройках. При вертикальной разводке (когда все радиаторы в квартире подключены к разным стоякам) адекватно подсчитать теплозатраты затруднительно. А точнее – дорого.

Приобретение нескольких счетчиков на одну квартиру «съедает» всю возможную экономию, которой еще может и не быть.

Однако введение социальной нормы по электроснабжению Дмитрий Медведев не отменил. Между тем это был один из самых спорных вопросов. Рабочая группы «Качество жизни» Общероссийского народного фронта (ОНФ), которая курирует вопросы ЖКХ, констатировала, что все обозначенные цели введения соцнорм просто не могут быть реализованы или являются ошибочными. Тем не менее инициаторы введения соцнорм — Минэнерго и Минрегион — от своей идеи отказываться не намерены.

Средняя по стране социальная норма потребления электроэнергии установлена на уровне 70 кВт/ч в месяц. По расчетам Минрегионразвития, в эту норму потребления должны укладываться до 70% населения страны.

«Непонятно, кто и как рассчитывал среднюю норму потребления, таких расчетов мы не могли найти ни у кого, – говорит Юрий Тихоненко, вице-президент Национального агентства по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии. – Один только холодильник потребляет 30 кВт/ч в месяц – это дорогой энергоэффективный, а не обычный. То есть если цель – энергосбережение, то она мало вяжется со снижением тарифной нагрузки для населения. И потом, во всех регионах ситуация разная, даже внутри одного региона, но никто не давал практических рекомендаций – как верно высчитать необходимый минимум потребления с учетом разных ситуаций. Боюсь, что сами регионы сделать это не в состоянии».

К примеру, в одной из экспериментальных Ростовской области базовую социальную норму определили в 76 кВт/ч в месяц для одиноко проживающего человека в квартире, не оборудованной электроплитой (на нее «накидывают» еще 41 кВт/ч, на второго члена семьи в среднем по 40 кВт/ч, на дополнительных – по 20). Но если посчитать минимально необходимые для цивилизованной жизни приборы, видно, что большая часть населения в эти нормы может не уложиться. К примеру, холодильник потребляет в месяц 30 кВт/ч, телевизор – 35 кВт/ч, стиральная машина – 30 кВт/ч, освещение – 30 кВт/ч, утюг – 15 кВт/ч. Итого 150 кВт/ч только за приборы основной необходимости, без которых не обходятся даже пенсионеры. А значит, в Ростовской области до половины потребленной энергии придется оплачивать по повышенному тарифу.

«Решают ли такие расчеты поставленные задачи – как повышение социальной защиты населения, справедливое распределение энергии и снижение перекрестного субсидирования для предприятий? По-моему, вряд ли, – говорит Анатолий Либет, член Общественной палаты РФ, вице-президент Общероссийской общественной организации содействия решению социальных проблем "Новое общество". – Экспертное сообщество говорит, что тем самым решаются задачи неэффективного тарифообразования. А ведь во многих регионах уже хотят довести плату за потребление сверх социальной нормы до 5 рублей за 1 кВт/ч. Действующие по соцнорме 2,5-3 рубля – уже много для большинства граждан. Это чревато социальным взрывом во многих регионах».

Поскольку во всех регионах разная ситуация (от длительности часового дня до количества промпредприятий), то среднее значение каждый регион может устанавливать по своему усмотрению. Так, например, в Нижегородской области установили социальную норму потребления на уровне 50 кВт/ч в месяц, а в Орловской – 200.

«Утешает, что за регионами оставляют выбор: вводить или нет нормы потребления. Думаю, что в «пилотных» регионах их оставят, - считает Ирина Маликова, генеральный директор Института управления ЖКХ. – Там население привыкло к соцнормам. В других регионах, думаю, их принимать не станут, поскольку это слишком хлопотно – объяснить населению, почему повышается тариф. А для подавляющего большинства он повысится, это уже понятно из расчетов, что бы там ни говорили».

По статистике российские обыватели платят за электроэнергию около 300 млрд рублей в год, и еще 220 млрд рублей в год за население платит промышленность. Повышение тарифа для «расточительных» граждан вызовет еще больше вопросов к принципам социальной справедливости. Получается, что чем они меньше, тем большими темпами будут повышаться сверхнормативные тарифы. По данным Общественной палаты, эти тарифы сразу могут вырасти в три раза и более.

Согласно стратегии Министерства энергетики перекрестное субсидирование должно быть ликвидировано на 80% к 2022 году. Как подсчитал журнал «Эксперт» (см. «Свет по талонам» от 24.02.2014), в таком случае цены на электроэнергию для населения должны быть выше сегодняшних в 1,6–1,7 раза, то есть в среднем составлять 5–6 руб. за 1 кВт∙ч (и до 10 руб. в отдельных слабозаселенных регионах). Если же учесть ежегодную индексацию на уровень инфляции, то к 2022 году цены на электроэнергию для населения должны вырасти в 2,2–2,3 раза. Но граждане и без того жалуются на повышение тарифов на коммунальные услуги. За последние десять лет плата за электроэнергию выросла примерно в четыре раза (см. график 1). Сегодня люди больше всего платят за теплоснабжение, горячую воду и текущий ремонт, при этом платежи за ЖКУ достигают 11–12% совокупных доходов домохозяйств.

«В этом я вижу большой риск вообще для всей реформы, поскольку губернаторы оказались в непростой ситуации, – говорит Рашид Артиков, генеральный директор Ассоциации организаций в области электроэнергетики. – Сейчас возвращаются выборы в регионах, и многим приходится выбирать: завышать социальные нормы для повышения лояльности населения или же стремиться снижать нагрузку на предприятия для повышения инвестиционной привлекательности региона».

Из шести экспериментальных регионов повысить сверхнормативный тариф рискнули в Нижегородской области. В пределы социальных норм потребления в регионе вписывается 43% населения. Тарифы — 2,72 руб. за 1 кВт∙ч в пределах социальных норм и 4,84 руб. за потребление, которое выходит за границы соцнорм. По подсчетам «Эксперта», при таком тарифообразовании и при такой разнице цен удается перекрыть 1,25 млрд рублей из 7 млрд рублей перекрестного субсидирования. Выходит, для того чтобы сохранить социальную норму и при этом полностью ликвидировать перекрестное субсидирование, тариф сверх социальных норм должен составлять 14,6 рубля! Это в четыре раза больше, чем в США, и в 1,7 раза больше, чем в Европе.

Следует заметить, что в большинстве экспериментальных областей тарифы поднимать не стали. Более того, в Ростовской области, чтобы нивелировать недовольство местного населения, цены на электроэнергию в рамках социальных норм даже снизили на 3% (правда, летом снова повысят, уже на 4%). То есть самого эксперимента по сути и не было. О реальных результатах введения социальных норм сегодня по-прежнему ничего не известно. «Правительство не смогло обеспечить чистоту эксперимента в регионах. Фактически никакого эксперимента и не проводилось», — говорилось в заявлении рабочей группы ОНФ.

Выводы ОНФ остаются до сих пор актуальны: ликвидируя перекрестное субсидирование, Минэнерго и Минрегион перекладывают затраты «Россетей» и территориальных сетевых организаций с промышленности на плечи населения и малого и среднего бизнеса. По мнению экспертов, уходить от перекрестного субсидирования (а это действительно анахронизм советских времен) лучше другим путем – за счет снижения стоимости услуг сетевых организаций, обоснованности их инвестпрограмм и сокращения издержек.

«Идея ввести соцнормы на услуги ЖКХ хорошая, но Россия не готова к тому, чтобы перейти на эту систему сейчас. Перед глазами наглядный пример пилотных регионов, где жители успели ощутить действие соцнорм, - рассуждает Тамара Касьянова, первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб  финансовых директоров». - Результат оказался не оптимистичным - менее половины населения смогли уложиться в отведённые показатели. Таковых оказалось вдвое меньше, чем планировали власти: 40% вместо 80%. Причинами сложившейся ситуации могут служить либо неразумное потребление электроэнергии людьми, либо ошибка в расчётах со стороны властей. Чаша весов склоняется в сторону второго. Самым ярким примером служит Владимирская область, где без переплаты можно использовать 50 кВт/ч. Далеко не во всех квартирах и домах стоит современная бытовая техника класса ААА и энергосберегающие лампочки. Для большей наглядности, без ущерба для кошелька владимирцев может работать холодильник (около 35 кВт/ч) и телевизор ( 8-15 кВт/ч). Получается, что включать свет, пользоваться электроплитой, стиральной машинкой, утюгом, чайником, микроволновкой, компьютером можно, но за отдельную плату. Таким образом, руководство каждого региона должно тщательно просчитывать реальные потребности населения, а не «сдирать» с людей больше денег. Конечно, можно отталкиваться от среднего значения для всех россиян, но у каждого района существуют свои факторы, которые формируют способ потребления».

 

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама