Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Технологии

Запуск "Ангары": почему это вызывает гордость и досаду

«Expert Online» 2014
Фото РИА Новости

Сегодня с космодрома «Плесецк» состоялся первый старт новой российской космической ракеты-носителя (РН) «Ангара». Старт прошел штатно. «Ангара-1.2ПП» не выходила в космос. В соответствии с утвержденной циклограммой ее полет проходил по баллистической траектории над территорией Российской Федерации и спустя 21 минуту после старта, как сообщила пресс-служба Министерства обороны, неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки со второй ступенью РН попал в заданный район полигона Кура на полуострове Камчатка. Ракета при этом пролетела 5 700 км.

Затянувшийся старт

Старт первой «Ангары» вызывает смешанные чувства. С одной стороны – чувство гордости за то, что наша страна действительно смогла создать и поднять в воздух новую космическую ракету-носитель. С другой стороны – чувство досады от того, что этот процесс растянулся на 20 лет и стоил федеральному бюджету, по оценкам покойного ныне экс-главы «Роскосмоса» Владимира Поповкина, более 160 млрд руб. Да к тому же сопровождался невиданными ранее скандалами в отечественной ракетно-космической отрасли из-за того, что бывший топ-менеджмент разработчика и изготовителя «Ангары» - Государственного космического научно-производственного центра им Хруничева (ГКНПЦ им Хруничева), все это время правдами и неправдами «тащил на себя» отраслевое «одеяло».

И в этом не было бы ничего страшного, если бы топ-менеджмент «хруничевцев» оправдывал бы «карт-бланши», в том числе финансовые, которые Роскосмос и Министерство обороны с 1994 года выделяли на «Ангару». Однако, первый старт этой РН, согласно планам правительства, должен был состояться в 2005 году. С тех пор о нем объявляли еще как минимум раз в год. Последняя «торжественная» попытка старта самой легкой версии «Ангары» должна была состояться в конце июня в присутствии (по видеомосту в прямом эфире) миллионов россиян, президента России Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу и главного правительственного куратора космических программ – вице-премьера Дмитрия Рогозина. Однако, в последний момент автоматика отменила запуск ракеты. Специалисты быстро разобрались, что причиной этого стала реакция автоматики на дефект клапана наддува магистрали окислителя. Но очередную попытку старта «Ангары», очевидно, решили 9 июля провести «по тихому». Попытка удалась. Ракета наконец-то полетела. Вот и славно!

Универсальная и экологичная

Теперь снова о хорошем. Новую российскую ракету-носитель выделяют четыре интересные черты. Первое – универсальность (относительная, конечно). Главная «изюминка» концепции «Ангары» состоит в том, что в основе этой ракеты-носителя лежит модульный принцип, воплощенный в универсальных ракетных модулях (УРМ).

Собирая УРМы определенным образом, по замыслу «хруничевцев», можно будет создавать семь типов РН разной грузоподъемности. «Легчайшую» «Ангару -1.1» полезной нагрузкой 2 тонны на НОО будет поднимать в космос один УРМ-1 (двигатель РД-191) на первой ступени и разгонный блок Бриз-КМ – на второй. Для «тяжелой» «Ангары-7» полезной нагрузкой 35 тонн на первой ступени потребуется семь УРМ-1 плюс УРМ-2 (двигатель РД-0124) на второй ступени плюс разгонный блок КВТК-А7. Таким, образом, «Ангара», теоретически, может «закрыть» собой всю линейку легкого, среднего и тяжелого класса ракет-носителей ( к чему «хруничевцы» и стремились, «пробивая» в конце 90-х годов прошлого века проект модульной «Ангары» через «Росавиакосмос»).

А работа УРМов на кислородно-керосинной смеси делает «Ангару» еще и более экологичной ракетой, чем, например, «тяжелый» «Протон» производства того же ГКНПЦ им.Хруничева, который летает на эффективном, но жутко ядовитом гептиле. Экологичность – вторая отличительная черта «Ангары». И третья черта – эта РН полностью разработана и производится на территории России. То есть в ее производстве, в отличие, например, от тех же «Днепров» или «Зенитов», украинские предприятия (в первую очередь, КБ «Южное» и «Южмаш») никак не участвуют. И это сводит к минимуму риск сбоя при производстве «Ангары» из-за внешнеполитических конфликтов. «Новый космический ракетный комплекс «Ангара» создается на основе унифицированного ряда ракет легкого, среднего и тяжелого классов и будет способен выводить практически весь спектр перспективных полезных нагрузок в интересах Министерства обороны РФ во всем требуемом диапазоне высот и наклонений орбит, в том числе и на геостационарную орбиту, обеспечивая, действительно, гарантированную независимость отечественного военного космоса. Кроме того, ракеты-носители семейства «Ангара» не будут использовать агрессивные и токсичные ракетные топлива на основе гептила, что позволит существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса, как в прилегающем к космодрому регионе, так и в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей» - заявило сегодня российское Министерство обороны, комментируя первый пуск «Ангары».

Космический дуэт

Реакция российского военного ведомства на успешный испытательный запуск ракеты-носителя «Ангара-1.2ПП» и общий тон событий, происходящий последние несколько лет вокруг ракетного комплекса «Ангара» наводит на мысль о том, что эта новая российская РН будет работать, прежде всего, в военных целях. Это четвертая особенность этой ракеты-носителя. Ведь, по сути, что означает сегодняшний запуск испытательной «Ангары»? Он означает, что у России появилась новая баллистическая ракета, которая за 21 минуту может пролететь почти 6 тыс км и успешно попасть (пока габаритно-массовым макетом) в нужное место. И эксперты не сомневаются в том, что при постановке соответствующих задач, дальнейшие экземпляры «Ангары», при необходимости, будут летать быстрее и дальше.

Хотя основная задача «Ангары», наверное, все же другая – доставка грузов на околоземные орбиты. И с этой точки зрения интересна ситуация с созданием в России «Союза – 2.1в» - ракеты – носителя «легкого» класса, которую несколько лет назад разработал самарский «ЦСКБ-Прогресс». В конце прошлого года он уже запустил первый «легкий» «Союз» с Плесецка и сейчас, по имеющейся информации, готовит еще семь таких машин в интересах, преимущественно, российских военных. И, по глубокому убеждению топ-менеджмента «ЦСКБ-Прогресса», рынок запусков космических аппаратов «легкими» ракетами-носителями сейчас таков, что на нем хватит места и «Ангаре», и «Союзу». Причем, как в военных целях, так и в гражданских.

Полноценное использование новых российских легких ракет-носителей для доставки на околоземную орбиту полезных грузов, фактически, делает излишним дальнейшую кооперацию отечественных ракетостроителей с украинскими КБ «Южное» и «Южмашем» в части совместного запуска РН «Днепр» и «Зенит» (хотя здесь, конечно, надо считать комплексную экономику этих проектов). Подобная тенденция, кстати, проявляется и во взаимоотношениях по поводу межконтинентальных баллистических ракет (МБР) как таковых. На вооружение России сейчас стоят более полусотни МБР «Воевода», сделанных еще в советское время на «Южмаше» и надзор за техническим состоянием которых осуществляют специалисты КБ «Южное». Однако, уже в 2018 году начнется их замена на МБР «Сармат», разработку которых сейчас заканчивает российский государственный ракетный центр имени Макеева.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама