Политика

Москва, 30.05.2016


Поражение Киева: почему Украина и ЕС подчинились требованиям Путина

«Expert Online» 12 sep 2014
Фото: ИТАР-ТАСС

Евросоюз откладывает имплементацию важнейших положений подписанного соглашения об Ассоциации с Украиной до конца 2015 года. В ответ Россия обещает не вводить санкции и не добивать украинскую экономику

«Введение в действие Соглашения о зоне свободной торговли отложено до 31 декабря 2015 года», - отметил еврокомиссар по вопросам торговли Карел де Гюхт. Он пояснил, что причиной принятого решения стало бедственное состояние украинской экономики. В качестве компенсации для Украины «ЕС выразил готовность, и сейчас работает над важным решением о продлении до 2015 года автономных преференций таким образом, чтобы доступ к рынку ЕС для украинских товаров оставался открытым на ближайшую перспективу», - заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин. При этом стороны четко заявили, что несмотря на отложенную имплементацию, сам текст соглашения будет ратифицирован украинской стороной в самое ближайшее время. «Форс-мажора не будет, все проголосуют», - пообещал украинский премьер-министр Арсений Яценюк.

Любопытно, что буквально за несколько часов до объявления об отсрочке имплементации еврокомиссар по вопросам расширения ЕС и политики добрососедства Штефан Фюле встречался с украинским вице-премьер-министром Владимиром Гройсманом, и заверял его, что будущее соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС будут определять исключительно его подписанты. «Никаких договоренностей с Россией относительно вопросов, где Украина будет хоть на немножечко чувствовать себя неуютно, не будет», - говорил Фюле.

Отчасти он, конечно, оказался прав - ведь с экономической точки зрения у Киева нет никаких оснований чувствовать себя неуютно. И дело не только в том, что на имплементацию соглашения (в частности, введение новых технических стандартов) у разваливающейся со всех точек зрения Украины денег действительно нет, а Европа их не даст. Просто получилось, что на год Украина получила от ЕС бенефиции и при этом ничего не должна за них отдавать или из-за них терять. Так, с одной стороны, украинские товары (в рамках определенных квот, конечно же) продолжат на льготных условиях поставляться на европейские рынки, а с другой европейские товары, импортируемые на Украину, облагаться пошлинами все-таки будут. Это позволит украинцам не только спасти собственных производителей от разорения (они просто не смогут выиграть конкурентную борьбу с европейскими аналогами по цене и качеству), но и избежать гибельного введения обычного режима торговли со стороны России. Как известно, сейчас Москва и Киев входят в зону свободной торговли, и Москва справедливо опасалась, что вхождение Украины в Зону свободной торговли еще и с ЕС позволит европейским компаниям поставлять в Россию свои товары под маркой украинских, то есть беспошлинно. Поэтому Кремль угрожал в случае вступления в силу ЗСТ с Евросоюзом полностью лишить украинских производителей всех преференций. «Если к нам не прислушиваются, если наши партнеры и коллеги считают все наши аргументы незначимыми, неубедительными, тогда мы будем принимать адекватные защитные меры... Мы будем чрезвычайно внимательными в части происхождения товаров, которые будут с территории Украины поставляться на территорию Российской Федерации», - отмечал Алексей Улюкаев. Снятие преференций и «тщательный досмотр», который привел бы к серьезной задержке товара на границе, резко повышали бы стоимость украинских товаров на российском рынке, а значит и снижали их конкурентоспособность. Теперь же процесс перевода Украины на обычный режим торговли с Россией откладывается на год с небольшим. «Коль скоро Украина и ЕС берут на себя обязательства не применять те положения, которые прописаны в соглашении, после ратификации до конца 2015 года, то Россия в этих рамках и до этой даты берет на себя обязательства не применять защитных мер, - заявил глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев. - Пока мы нашли такую форму: 15 месяцев мы будем продолжать диалог, будем предлагать наши аргументы, наши коллеги будут отвечать своими аргументами».

Однако с политической и имиджевой точек зрения принятое решение безусловно стало все-таки поражением Киева. Напомним, что подписание и имплементация соглашения об Ассоциации с ЕС было изначальным требованием Майдана. Протестующие выступали резко против позиции Виктора Януковича, который заявлял о намерении перенести подписание соглашения. Теперь же получается, что нынешние украинские власти поступают точно так же, как в свое время Янукович. Да, ЕС сохраняет преференциальный доступ ряда украинских товаров на европейские рынки, но тем не менее это явно не «европейская интеграция». И это уже не говоря о том, что Киев и Брюссель де-факто вынуждены были подчиниться требованию Москвы и лично Владимира Путина. По словам Алексея Улюкаева, стороны согласились, что «проблемы, о которых заявляла Россия в части имплементации Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, существуют, и не являются надуманными».

Что  касается интересов Москвы, то за год, который пройдет до вступления Украины в ЗСТ с Европой, Россия может провести все необходимые процедуры и подготовить свой рынок к исчезновению с него украинской продукции. А вот Украине найти новые рынки даже за год будет непросто - если они вообще понадобятся, учитывая темпы падения украинского производственного сектора. 

Читайте последние новости Украины на сегодня на страницах Эксперт Online, и в социальных сетях ВКонтакте и Твиттер


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Эксперт» приступил к подготовке первого рейтинга крупнейших транспортно-логистических компаний России

    Для участия в проекте необходимо заполнить электронную анкету






    Реклама




    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Фото: Сергей Мелихов специально для «РР»; youtube.com/TheKateClapp; Вячеслав Прокофьев, пресс-служба студии «Третий Рим», Алексей Панциков/ТАСС

    20 самых красивых женщин России

    «РР» публикует результаты большого исследования идеала женской красоты в современной России. Конечно, в нашей стране гораздо больше прекрасных дам, чем 20 лидеров народного рейтинга и 89 женщин, названных экспертами и журналистами. Но дело в нашем исследовании не в «рейтингах», а в понимании смысла красоты и ценностей, господствующих в стране. Дело не только в красоте, но и в человеке.


    TАСС Валерий Матыцин

    Реформа теплоэнергетики

    За теплом в альтернативную котельную

    Правительство опубликовало законопроект о реформе рынка теплоэнергетики в ЖКХ: в корне меняется тарифная модель и система взаимоотношений, куда включено все городское население и множество юридических лиц. Целевая модель с единой теплоснабжающей организацией хорошо работает в странах Северной Европы, успокаивают аналитики, а цены "альтернативной котельной" не должны напугать ни поставщиков, ни потребителей. Зимой узнаем...

    AP/TASS

    Мировые финансы

    ФРС накачивает банки

    Если ФРС все же повысит ключевую ставку в ближайшие месяцы, деньги достанутся, по мнению Yahoo Finance, не американским налогоплательщикам, а банкам. Причем, не только американским, но и иностранным. А Минфин США может лишиться $90 млрд, которые ФРС ежегодно переводит на его счета

    Михаил Джапаридзе/ТАСС

    Политика Центробанка

    В ЦБ раскрыли намерения

    Банк России опубликовал «Основные направления развития финансового рынка РФ на период 2016–2018 годов». Аналитики полагают, что теперь может стать меньше отозванных банковских лицензий, а больше - саморегулирования, ЦБ обратит внимание на облигации как альтернативу депозитам, а сам банк обещает вывести на первый план внутреннего инвестора. Но захочет ли он?

    Европейский прорыв

    На площадке в Венеции «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и SuperJet International (SJI) торжественно передали первый лайнер SSJ 100 ирландской авиакомпании CityJet. Событие это во всех отношениях знаковое, поэтому и прошло оно с большой помпой. Как-никак речь идет о поставке нашего нового пассажирского самолета в Европу впервые за последние тридцать лет.