Экономика

Москва, 27.05.2016


Русская «Победа» в Северной Корее

«Expert Online» 22 oct 2014

Минвостокразвития запустило масштабный проект «Победа» по реконструкции железных дорог в Северной Корее. Объем инвестиций оценивается в 25 млрд долларов, которые КНДР заплатит за модернизацию в течение нескольких лет. Эти деньги она получит от продажи редкоземельных металлов и угля, добывать которые будут российские компании. Этот проект Россия заполучила в жесткой конкурентной борьбе с другими странами

Глава Минвостокразвития Александр Галушка и генеральный директор НПО «Мостовик» Олег Шишов во вторник многих удивили своей «Победой» в Северной Корее. О подготовке этого проекта мало кому было известно, а названный объем инвестиций в 25 млрд долларов поначалу все приняли за опечатку. Тем не менее, информация подтвердилась. 

Модернизация железных дорог Северной Кореи – «достойное продолжение положительных тенденций в российско-корейском взаимодействии, позволяющих решать многие проблемы, которые препятствовали развитию двусторонних торгово-экономических отношений», - заявил Александр Галушка в Пхеньяне на церемонии запуска проекта «Победа». Именно он и назвал здесь стоимость проекта в 25 млрд долларов.

«Это значимый инвестиционный проект для любой страны мира», - цитирует ТАСС Галушку.

По его словам, в обмен на модернизацию железной дороги российские компании получат доступ к природным ресурсам КНДР.

Как пояснил «Эксперт Online» по телефону генеральный директор НПО «Мостовик» Олег Шишов, речь идет о том, что российские компании будут разрабатывать месторождения Северной Кореи, продавать их, а правительство КНДР вырученные средства будет инвестировать в модернизацию железных дорог.

«Принцип простой: утром деньги, вечером стулья. Мы не кредитуем КНДР, просчитали все возможные риски и очень серьезно к ним относимся», - говорит Олег Шишов (подробнее в интервью с ним см. ниже).

По словам Александра Галушки, проект «Победа» - это «реальное движение к достижению двусторонней договоренности об увеличении объема торговли между Россией и КНДР до 1 млрд долларов в ближайшее время». Кроме того, стороны договорились перейти на взаимные расчеты в рублях.

Высший руководитель партии и народа КНДР Ким Чен Ын «уделяет большое внимание развитию отношений дружбы и сотрудничества с Россией, продолжая традицию, заложенную генералиссимусами Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром», - заявил министр внешнеэкономических связей КНДР Ли Рен Нам. Он выразил уверенность, что «проект "Победа" станет очередным прекрасным образцом двустороннего сотрудничества».

Учитывая специфику мирового отношения  к Северной Корее, договоренность российской делегации не может восприниматься вне рамок внешней политики. Но эксперты считают, что данная договоренность лишена политического подтекста:

«Здесь сугубо экономика, никто не стал бы сейчас, в условиях санкции и кризиса на Украние, просто так играть бы на нервах США и Европы», - пояснил «Эксперт Online» Максим Братерский, заведующий кафедры мировой политики НИУ ВШЭ.

По словам Олега Шишова, Россия выиграла этот проект в жесткой конкуренции с Китаем, Великобританией, Францией, которые тоже давно стремятся добывать здесь редкоземельные металлы.  Не исключено, что речь пойдет и об уране, поставки которого России недавно прекратила Австралия ввиду санкций. Однако, какие российские компании будут участвовать в разработке месторождений в КНДР, пока не раскрывается.

Экспорт цветных металлов для Северной Кореи – основной источник валютной выручки (медь, цинк, свинец, никель, фольфрам, молибден и другие). Их запасы здесь оцениваются в несколько миллионов тон.  Пока мировое лидерство по добыче  цветных металлов принадлежит Китаю, который их не экспортирует (используются в микроэлектронике). Но его запасы ежегодно снижаются, ввиду чего Китай наряду с другими странами давно вел переговоры с КНДР о совместной добыче редкоземельных металлов.

«Мы же смогли предложить уникальные технологии и условия по модернизации железных дорог,благодаря чему и победили», - говорит Олег Шишов.

По его словам, вместе с правительством КНДР и НПО «Мостовик» разработало план реконструкции железных дорог общей протяженностью 3,5 тыс. км.

«Мы планируем построить современную железную дорогу с высокой пропускной способностью и соответствующую самому высокому уровню безопасности в мире», - говорит Шишов. - Предстоит не только реконструировать существующие сети железных дорог, но и построить новые участки - в частности, в обход Пхеньяна с юга и с севера для перевозки грузов».

В рамках проекта «Мостовик» создаст совместное предприятие с корейской стороной. Всю сеть реконструированных железных дорог разделили на 10 участков и уже приступили к сбору необходимых данных и проектированию первого участка - узловой станции Пхеньян Восточный.

Корейский проект поможет «Мостовику» отчасти выправить сложную финансовую ситуацию. Как известно, с компанией не  до конца рассчитался ГК «Олимпстрой» за строительство многих олимпийских объектов в Сочи. В итоге сейчас Сбербанк, Альфа банк, Газпром банк требуют от омского предприятия (один из крупнейших налогоплательщиков региона)  в совокупности около 26 млрд рублей. Сам Олег Шишов ранее назвал эти требования попыткой недружественного поглощения и подал в суд на самобанкротство, чтобы защититься, по его словам, от рейдерского захвата. Некоторые подробности своего корейского проекта Олег Шишов рассказал по телефону «Эксперт Online».

Олег Шишов, генеральный директор НПО «Мостовик»: «Россия получила проект «Победа» в жесткой конкуренции с другими странами»

- Олег Владимирович, многих попросту шокировала цифра в 25 млрд долларов инвестиций в Северную Корею. Все, кого мы опросили, посчитали, что это опечатка….

- Это действительно 25 млрд долларов – объем средств, которые Северная Корея инвестирует в модернизацию железных дорог, которые либо устарели, либо разрушены. У них много раньше строила Япония, поэтому в принципе сеть железных дорог очень развита, но частично нуждается в замене. В этом проекте есть немало деталей, которые не следует озвучивать по причинам внутренней и внешней политики. Но в общем могу сказать, что экономика Северной Кореи обладает большим потенциалом, а чтобы его раскрыть, им и требуется модернизация железнодорожной инфраструктуры.

- О каких ресурсах идет речь, что есть у них, чего нет на том же нашем Дальнем Востоке?

Это, во-первых, природные ресурсы, редкоземельные металлы, которые как известно Китай не продает никому. А здесь большой кладезь этих металлов, о чем Корея долгое время никому не заявляла. Но уже больше года за возможность добывать эти металлы шла большая конкуренция между компаниями Китая, Англии, Франции, Во-вторых, там есть уникальное месторождение каменного угля, но чтобы его вывозить, нужны железные дороги, на тачке же не повезешь.  Там есть и стратегически важные для России ресурсы.

- Насколько мне известно, речь идет об уране, в котором нам из-за санкций отказала Австралия.

- Не могу уточнить.

- Можете раскрыть технические подробности проекта?

- Речь идет о модернизации 3,5 тысяч километров железных дорог, мы с министерством железных дорог Кореи уже определили несколько этапов строительства. Технологии будут наши, а рабочие – корейские. От нас, конечно, будут инструкторы, мы будем обучать, но главное условие корейской стороны – это занятость их граждан. Проектирование наше, оборудование в основном тоже. Надо сказать, что проект технологически очень сложный, поскольку в Северной Корее местность горная и пересеченная, что предполагает строительство множества тоннелей, мостов, переходов.

- И все таки проясните схему финансирования: кто вложит 25 млрд долларов?

- Схема простая: Корея продает нашим компаниям природные ресурсы и эти средства вкладывает в модернизацию. То есть наши компании добывают, продают, расплачиваются с КНДР, которая уже рассчитывается с нами. Принцип такой: утром деньги, вечером стулья, поэтому ни о каком кредитовании со стороны России пока речи не идет. В целом же для Кореи это самый глобальны проект наверное за последнюю сотню лет. Он предполагает строительство многих смежных производств как то цементные заводы и прочие.

- В последнее время «Мостовик» переживает не лучшие времена – банкротство после олимпийских строек, возбуждение уголовных дел – поможет ли этот проект выровнять финансовую ситуацию?

  - Поможет и не только этот проект. Если бы у нас за душой ничего не было, нас бы не выбрали наверное в подрядчики. У нас есть много зарубежных проектов в валюте, которые на фоне девальвации помогают выровнять ситуацию и поверьте, несмотря на все обвинения в мой адрес, с нами много кто еще хочет работать. Здесь же мы действительно предложили очень интересные условия на уровне технологий, переговоры шли больше года. При этом мы сделали это далеко не в ущерб себе. После некоторых проектов мы очень осторожны и скрупулезно оцениваем все риски, которых здесь, кстати, немало.


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Эксперт» приступил к подготовке первого рейтинга крупнейших транспортно-логистических компаний России

    Для участия в проекте необходимо заполнить электронную анкету






    Реклама




    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

    Ставки сделаны

    Повышение взносов госбанков в систему страхования вкладов не решит проблемы АСВ, которое и так уже сильно задолжало Центробанку, а лишь увеличит конкурентоспособность рискованных банков и усугубит проблемы самого агентства. Выход из кризиса следует искать в правильном регулировании рынка


    Сергей Бобылев/ТАСС

    Глобальный мир уперся в китайскую и кремлевскую стены

    Условный Запад пытается очертить некий большой отдельный домен. ТТП плюс Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство плюс США и ряд стран-партнеров. Это пространство, объединяющее порядка 2/3 мировой экономики, будет затем просто замкнуто. То есть идет отход от предыдущей концепции о «безграничности» Запада, в рамках которой планировалось включение в него России и встраивания Китая

    kremlin.ru

    Экономический курс

    Совет экономическому совету

    Вчера, 25 мая, состоялось заседание президиума Экономического совета при президенте. Президент отметил, что «сам по себе экономический рост не возобновится». Он призвал определить основные факторы роста, но сохранить при этом макроэкономическую стабильность, не допустить раскачки бюджетного дефицита и разгона инфляции

    AP/TASS

    Международный бизнес

    Adidas возвращает часть производства из Азии в Германию

    Легендарный производитель спортивных товаров репатриирует производство в Германию. Однако это не приведет к увеличению рабочих мест в немецкой экономике. Пошив обуви на новой фабрике будет полностью автоматизирован. Примеров перехода компаний на безлюдные технологии становится все больше - в ближайшие 20 лет каждого третьего работника в мире заменят роботы

    AP/TASS

    Россия и Европа

    Из Москвы в греки

    Греческая газета «Катимерини» опубликовала статью Владимира Путина «Россия и Греция: сотрудничество на благо мира и процветания». Президент РФ едет с визитом в одну из наиболее дружественных нам стран Европейского союза, с который собственно Европа и началась. Впрочем, вопросы для обсуждения на переговорах куда насущнее

    ТАСС Автор: Николай Галкин

    Экономический курс

    Яков Миркин: эта встреча может войти в учебники

    Ничья? Подковерная игра? Еще одна пропущенная точка для «исторического поворота»? Или начало глубоких изменений в экономической политике, которые приведут в России к быстрому росту, модернизаций, другому качеству и продолжительности жизни? Вчерашнее заседание президиума Экономического совета при президенте, первое с 2013 года, оставило пока больше вопросов, чем дало ответов