Экономика

Москва, 31.08.2016


Русская «Победа» в Северной Корее

«Expert Online» 22 oct 2014

Минвостокразвития запустило масштабный проект «Победа» по реконструкции железных дорог в Северной Корее. Объем инвестиций оценивается в 25 млрд долларов, которые КНДР заплатит за модернизацию в течение нескольких лет. Эти деньги она получит от продажи редкоземельных металлов и угля, добывать которые будут российские компании. Этот проект Россия заполучила в жесткой конкурентной борьбе с другими странами

Глава Минвостокразвития Александр Галушка и генеральный директор НПО «Мостовик» Олег Шишов во вторник многих удивили своей «Победой» в Северной Корее. О подготовке этого проекта мало кому было известно, а названный объем инвестиций в 25 млрд долларов поначалу все приняли за опечатку. Тем не менее, информация подтвердилась. 

Модернизация железных дорог Северной Кореи – «достойное продолжение положительных тенденций в российско-корейском взаимодействии, позволяющих решать многие проблемы, которые препятствовали развитию двусторонних торгово-экономических отношений», - заявил Александр Галушка в Пхеньяне на церемонии запуска проекта «Победа». Именно он и назвал здесь стоимость проекта в 25 млрд долларов.

«Это значимый инвестиционный проект для любой страны мира», - цитирует ТАСС Галушку.

По его словам, в обмен на модернизацию железной дороги российские компании получат доступ к природным ресурсам КНДР.

Как пояснил «Эксперт Online» по телефону генеральный директор НПО «Мостовик» Олег Шишов, речь идет о том, что российские компании будут разрабатывать месторождения Северной Кореи, продавать их, а правительство КНДР вырученные средства будет инвестировать в модернизацию железных дорог.

«Принцип простой: утром деньги, вечером стулья. Мы не кредитуем КНДР, просчитали все возможные риски и очень серьезно к ним относимся», - говорит Олег Шишов (подробнее в интервью с ним см. ниже).

По словам Александра Галушки, проект «Победа» - это «реальное движение к достижению двусторонней договоренности об увеличении объема торговли между Россией и КНДР до 1 млрд долларов в ближайшее время». Кроме того, стороны договорились перейти на взаимные расчеты в рублях.

Высший руководитель партии и народа КНДР Ким Чен Ын «уделяет большое внимание развитию отношений дружбы и сотрудничества с Россией, продолжая традицию, заложенную генералиссимусами Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром», - заявил министр внешнеэкономических связей КНДР Ли Рен Нам. Он выразил уверенность, что «проект "Победа" станет очередным прекрасным образцом двустороннего сотрудничества».

Учитывая специфику мирового отношения  к Северной Корее, договоренность российской делегации не может восприниматься вне рамок внешней политики. Но эксперты считают, что данная договоренность лишена политического подтекста:

«Здесь сугубо экономика, никто не стал бы сейчас, в условиях санкции и кризиса на Украние, просто так играть бы на нервах США и Европы», - пояснил «Эксперт Online» Максим Братерский, заведующий кафедры мировой политики НИУ ВШЭ.

По словам Олега Шишова, Россия выиграла этот проект в жесткой конкуренции с Китаем, Великобританией, Францией, которые тоже давно стремятся добывать здесь редкоземельные металлы.  Не исключено, что речь пойдет и об уране, поставки которого России недавно прекратила Австралия ввиду санкций. Однако, какие российские компании будут участвовать в разработке месторождений в КНДР, пока не раскрывается.

Экспорт цветных металлов для Северной Кореи – основной источник валютной выручки (медь, цинк, свинец, никель, фольфрам, молибден и другие). Их запасы здесь оцениваются в несколько миллионов тон.  Пока мировое лидерство по добыче  цветных металлов принадлежит Китаю, который их не экспортирует (используются в микроэлектронике). Но его запасы ежегодно снижаются, ввиду чего Китай наряду с другими странами давно вел переговоры с КНДР о совместной добыче редкоземельных металлов.

«Мы же смогли предложить уникальные технологии и условия по модернизации железных дорог,благодаря чему и победили», - говорит Олег Шишов.

По его словам, вместе с правительством КНДР и НПО «Мостовик» разработало план реконструкции железных дорог общей протяженностью 3,5 тыс. км.

«Мы планируем построить современную железную дорогу с высокой пропускной способностью и соответствующую самому высокому уровню безопасности в мире», - говорит Шишов. - Предстоит не только реконструировать существующие сети железных дорог, но и построить новые участки - в частности, в обход Пхеньяна с юга и с севера для перевозки грузов».

В рамках проекта «Мостовик» создаст совместное предприятие с корейской стороной. Всю сеть реконструированных железных дорог разделили на 10 участков и уже приступили к сбору необходимых данных и проектированию первого участка - узловой станции Пхеньян Восточный.

Корейский проект поможет «Мостовику» отчасти выправить сложную финансовую ситуацию. Как известно, с компанией не  до конца рассчитался ГК «Олимпстрой» за строительство многих олимпийских объектов в Сочи. В итоге сейчас Сбербанк, Альфа банк, Газпром банк требуют от омского предприятия (один из крупнейших налогоплательщиков региона)  в совокупности около 26 млрд рублей. Сам Олег Шишов ранее назвал эти требования попыткой недружественного поглощения и подал в суд на самобанкротство, чтобы защититься, по его словам, от рейдерского захвата. Некоторые подробности своего корейского проекта Олег Шишов рассказал по телефону «Эксперт Online».

Олег Шишов, генеральный директор НПО «Мостовик»: «Россия получила проект «Победа» в жесткой конкуренции с другими странами»

- Олег Владимирович, многих попросту шокировала цифра в 25 млрд долларов инвестиций в Северную Корею. Все, кого мы опросили, посчитали, что это опечатка….

- Это действительно 25 млрд долларов – объем средств, которые Северная Корея инвестирует в модернизацию железных дорог, которые либо устарели, либо разрушены. У них много раньше строила Япония, поэтому в принципе сеть железных дорог очень развита, но частично нуждается в замене. В этом проекте есть немало деталей, которые не следует озвучивать по причинам внутренней и внешней политики. Но в общем могу сказать, что экономика Северной Кореи обладает большим потенциалом, а чтобы его раскрыть, им и требуется модернизация железнодорожной инфраструктуры.

- О каких ресурсах идет речь, что есть у них, чего нет на том же нашем Дальнем Востоке?

Это, во-первых, природные ресурсы, редкоземельные металлы, которые как известно Китай не продает никому. А здесь большой кладезь этих металлов, о чем Корея долгое время никому не заявляла. Но уже больше года за возможность добывать эти металлы шла большая конкуренция между компаниями Китая, Англии, Франции, Во-вторых, там есть уникальное месторождение каменного угля, но чтобы его вывозить, нужны железные дороги, на тачке же не повезешь.  Там есть и стратегически важные для России ресурсы.

- Насколько мне известно, речь идет об уране, в котором нам из-за санкций отказала Австралия.

- Не могу уточнить.

- Можете раскрыть технические подробности проекта?

- Речь идет о модернизации 3,5 тысяч километров железных дорог, мы с министерством железных дорог Кореи уже определили несколько этапов строительства. Технологии будут наши, а рабочие – корейские. От нас, конечно, будут инструкторы, мы будем обучать, но главное условие корейской стороны – это занятость их граждан. Проектирование наше, оборудование в основном тоже. Надо сказать, что проект технологически очень сложный, поскольку в Северной Корее местность горная и пересеченная, что предполагает строительство множества тоннелей, мостов, переходов.

- И все таки проясните схему финансирования: кто вложит 25 млрд долларов?

- Схема простая: Корея продает нашим компаниям природные ресурсы и эти средства вкладывает в модернизацию. То есть наши компании добывают, продают, расплачиваются с КНДР, которая уже рассчитывается с нами. Принцип такой: утром деньги, вечером стулья, поэтому ни о каком кредитовании со стороны России пока речи не идет. В целом же для Кореи это самый глобальны проект наверное за последнюю сотню лет. Он предполагает строительство многих смежных производств как то цементные заводы и прочие.

- В последнее время «Мостовик» переживает не лучшие времена – банкротство после олимпийских строек, возбуждение уголовных дел – поможет ли этот проект выровнять финансовую ситуацию?

  - Поможет и не только этот проект. Если бы у нас за душой ничего не было, нас бы не выбрали наверное в подрядчики. У нас есть много зарубежных проектов в валюте, которые на фоне девальвации помогают выровнять ситуацию и поверьте, несмотря на все обвинения в мой адрес, с нами много кто еще хочет работать. Здесь же мы действительно предложили очень интересные условия на уровне технологий, переговоры шли больше года. При этом мы сделали это далеко не в ущерб себе. После некоторых проектов мы очень осторожны и скрупулезно оцениваем все риски, которых здесь, кстати, немало.


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте




    Реклама

    AdRiver

    26 октября 2016 года. Форум «Эксперт-400»

    «Драйверы экономического роста России в настоящее время»



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    РИА-НОВОСТИ

    Чего мы ждем от министра образования

    Назначение нового министра образования дает надежду, что государство наконец-то определится, для каких задач развития нужна школа, какие кадры требуются экономике и промышленности


    Добро пожаловать и до свидания

    Иранцы не позволили России разместить военно-воздушную базу в Хамадане. Но это не означает, что стратегическое партнерство двух стран дало трещину и что российских самолетов там больше не будет

    Фондовый рынок

    Бумаги для некрупных эмитентов

    Первой компанией, которая воспользовалась недавно появившейся возможностью выпуска коммерческих облигаций, суть которых - легкость эмиссии, стала компания-микрофинансист. Это не удивительно, поскольку ставка доходности у коммерческих облигаций весьма высока и в данном бизнесе "отбить" ее легче. Подходят впрочем новые облигации и для любых других компаний. А первому эмитенту помогут выплатить своим инвесторам высокие доходы крымчане и студенты -"платники", которые, как рассчитывают в «Фэирдип инвестментс ру», и будут ее клиентами

    AP/TASS

    Wikileaks

    TTIP мертв, а «старший брат» еще нет

    Переговоры по соглашению о Трансатлантическом торговом инвестиционном партнерстве (TTIP) между Европой и США приостановлены. Однако праздновать победу противникам TTIP еще рано. Как отмечает Wikileaks, за закрытыми дверями продолжается подготовка другого торгового соглашения, которое может иметь даже более масштабные последствия, чем TTIP

    DPA/TASS

    Германия: борьба за голоса русских немцев

    В предверии выборов в парламент Берлина, назначенных на 18 сентября, немецкие политические партии начинают бороться за новую аудиторию в надежде получить больше голосов

    Экономическая политика

    Госзкупки: больше "нельзя барствовать"

    6,5 трлн руб. госзакупок берут под особый контроль - аналитики говорят, что правонарушения должностных лиц в финансово-бюджетной сфере можно уже счесть особым видом противоправной деятельности. Минэкономразвития предложило ввести запрет на заключение контракта по госзакупкам между близкими родственниками и супругами, есть и другие предложения