Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Экономика

Монополистам предложили раскрыться

«Expert Online» 2014
Фото: РИА Новости

Инициатива ФСТ по созданию портала раскрытия информации субъектами естественных монополий предполагает общественное обсуждение будущих тарифов. Это, с одной стороны, приведет к прозрачности ценообразования и заставит компании отказаться от неразумных издержек и ценовых уловок. С другой стороны, есть риск, что под давлением общественности монополии могут начать сворачивать даже необходимые инвестпрограммы.

Правительство России внесло в Госдуму проект закона, составленного Федеральной службой по тарифам, предполагающий создание единого портала раскрытия информации предприятий естественных монополий.  Документ под названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части раскрытия информации и информатизации регуляторных процессов в сферах естественных монополий и иных регулируемых сферах" обсуждался около года и был утвержден правительством.

У всех на виду соврать трудно

Главное новшество в том, что теперь предприятия электроэнергетики, теплоснабжения, водообеспечения, связи и многие другие, чьи тарифы регулируются государственными органами, будут обязаны за месяц до подачи тарифной заявки организовать ее общественное обсуждение на создаваемом портале.

Регуляторная заявка – это предложения субъектов естественных монополий, включая обосновывающие материалы о ценах на оказание услуг. В том числе должны быть указаны и тарифы, которые планируется установить в следующем периоде.

В России ФСТ устанавливает только тарифы для крупных предприятий федерального значения, такие как железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и газа по трубам, магистральная передача электроэнергии и прочие. Местные коммунальные предприятия (водоканалы, электростанции, котельные и прочие) утверждают свои тарифы в региональных энергетических комиссиях (РЭК), где им приходится обосновывать свои запросы. ФСТ в данном случае может влиять на процесс посредством методических рекомендаций.  Считается, что процесс утверждения тарифов в РЭК не всегда прозрачный и потребители не могут видеть, что закладывает в тариф монополист. В предлагаемом ФСТ законопроекте также нет детализации того, что должен раскрывать монополист при общественном обсуждении тарифа.

«Это хороший шаг сторону повышения прозрачности, но все дело в деталях, - пояснил «Эксперт Online» Александр Григорьев, руководитель департамента исследований ТЭК института проблем естественных монополий. – Например, следует ли указывать, по какой цене предприятие купило каждый трансформатор? Какова зарплата топ-менеджеров и многое другое. Информация такой глубины помогла бы оценить эффективность расходов, закладываемых в тариф. Но шаг все равно верный, пусть и придется потом совершенствовать механизм раскрытия информации».

К примеру, в Казахстане давно действует процедура общественного обсуждения будущих тарифов и там признают, что эффект от этого есть. Стоит монополиста обязать даже немного заставить раскрыть свою «кухню», он старается приводить ее в порядок.

«Положение конечных потребителей данная инициатива улучшит еще не скоро. Предельные уровни роста тарифов, задаваемые ФСТ, продолжат оставаться для них главным защитным барьером от аппетитов монополистов, - говорит Григорьев. Но постепенное повышение прозрачности в перспективе неизбежно заставит субъекты естественных монополий более эффективно работать со своими издержками: например, если всем будет видно, что одинаковое оборудование покупается разными сетевыми организациями по существенно отличающимся ценам, то возникнут резонные вопросы».  

Что можно и нельзя говорить публично

Бурные споры у предприятий вызывает положение о том, что при раскрытии информации придется указывать не только параметры надежности и качества регулируемых услуг, но и подробные сведения об инвестпрограммах. Это информация о составе, целях, сроках, стоимости и источниках финансирования планируемых, реализуемых и реализованных инвестиционных программ, ожидаемом и фактическом влиянии вложений на регулируемые цены (тарифы). Также следует указывать условия поставки своей продукции, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности компании.

Адвокат бюро «Бертолиус» Юлий Тай не ожидает большого эффекта от процедуры общественного обсуждения тарифов, а вот раскрытие коммерческой информации может причинить вред компаниям. 

«Если компании заставят еще по сути и раскрывать коммерческую тайну – что они кому продают по какой цене или у кого купили оборудование подешевле, чем их конкуренты – это будет ощутимый удар по рынку, - говорит Юлий Тай. – Этим будут пользоваться в целях недобросовестной конкуренции или промышленного шпионажа».

Однако Валерий Жихарев, директор департамента розничного рынка и сетей НП «Сообщество потребителей энергии» уверен, что информации много не бывает. Его больше беспокоит то, что потребители не получат должного эффекта от раскрытия информации.

 "В результате раскытия тарифных заявок потребители ожидают получить возможность оптимизировать инвестиционные решения естественных монополий, повысить прозрачность их расходов и минимизировать свои издержки на электрическую энергию", - считает Валерий Жихарев.

Впрочем, Вадим Новиков, антимонопольный экономист, старший научный сотрудник РАНХиГС, видит больше позитивных эффектов от нововведений: «Принятие этого закона повысит уровень дискуссии о регулировании естественных монополий в силу трех причин. Первая: в общественный lоступ попадут сведения, которые ранее отсутствовали у публики.
Вторая: эксперты смогут обсуждать сведения, которые прежде не имели права разглашать. Третья: информация дает возможность обсуждать не просто тарифы сами по себе, а их связь с объемом и качеством обслуживания», - говорит Вадим Новиков.

По его словам, когда стали выкладывать в открытый доступ решения арбитражных судов и конкурсную документацию при проведении торгов, уровень контроля за судопроизводством и госзакупками повысился.

"По сути это процедура квазисудебного урегулирования, когда решается вопрос предоставления собственникам адекватной отдачи на инвестиции, - говорит Вадим Новиков. – Такие вопросы не могут решаться при помощи простого подсчета голосов".  

Инвестиции пройдут через народ

Регуляторы могут отказать предприятию в рассмотрении тарифной заявки, если она не прошла общественное обсуждение или была не вовремя размещена. Однако законопроект не предполагает возможности отказа в принятии тарифной заявки при отрицательном заключении представителей общественности.

«Это было бы очень странно, поскольку все же баланс разумности должен осуществлять регулятор, просто  общественный контроль поможет указать на слабые места, - говорит Вадим Новиков. – Все таки компания от регулирования несет издержки и надо следить, чтобы она при этом получала и компенсации, позволяющие сохранять рентабельность и возможность развития».

Другой вопрос, который беспокоит экспертов – не приведет ли общественное обсуждение к сокращению инвестиционных программ монополистов, которым, как известно, модернизация прописана как раз для снижения издержек и уменьшения темпа роста тарифов.

«Неквалифицированный потребитель всегда будет против даже в случае незначительного повышения тарифа, чтобы там производитель в него не заложил. Бабушке безразлично будет, что на самом деле надо проводить модернизацию, иначе все останутся потом без тепла и или воды», - говорит Юлий Тай.

Владимир Жихарев же уверен, что результатом обсуждения инвестиционных программ естественных монополий должно быть реальное снижение их инвестиционных расходов.

«В результате общественного обсуждения инвестиционных программ ряда сетевых организаций были выявлены потенциальные возможности по существенному снижению расходов на величину от 20 до 50% без ущерба для надёжности энергосистемы России и энергоснабжения потребителей. Хотелось бы данную практику распространить на все субъекты естественных монополий».

«Несправедливо сваливать всю вину на естественные монополии: в условиях либо просто отсутствующих, либо неработающих планов территориального развития, эффективный инвестиционный процесс в инфраструктурных секторах малоосуществим», - оппонирует Александр Григорьев.

Объём инвестиций в генерирующие и сетевые компании по последние 6 лет вырос в 3 раза и составил около 5 трлн рублей, - говорит Жихарев.

«В итоге стоимость электрической энергии для промышленных потребителей постоянно растёт и из конкурентного преимущества превращается в тормоз развития основных производственных фондов. 

То есть тарифы субъектов электроэнергетики, имеющих монопольное положение на рынке, не дают экономике возможность использовать эффект масштаба, а, наоборот, приводят к снижению конкурентоспособности российских предприятий.- говорит Жихарев.

Поэтому он считает, что сдерживание инвестиционных аппетитов энергетиков путем общественного контроля – это скорее залог их будущей эффективности и конкурентоспособности, а не угроза выживаемости.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама