Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Дмитрий Брунь: «Задача инновационного менеджера — суметь открыть и зайти за любую тяжелую дверь»

Ольга Евдокимова «Русский репортер» 2014
Юрий Тараканов

В чем инновационность саморезов, и почему прикладная наука не может существовать без фундаментальной

До того, как стать менеджером инновационного проекта «Защитные покрытия» подмосковного наноцентра «Дубна», Дмитрий Брунь успел запустить несколько управляющих компаний и побыть совладельцем ресторанного бизнеса. Теперь он занимается новейшими гидрофобными материалами — то есть покрытиями, отталкивающими воду. Корреспондент «РР» поговорил с ним о том, почему сфера науки оказалась интереснее управления жилфондом и ресторации.

О химии

— По сути, разработки проекта «Защитные покрытия» — это все химические соединения, реакции… А у меня в школе химия была нелюбимым предметом. Тут, в проекте, я какую-то базу понял, и все остальное стало проще восприниматься. Но все равно иногда мозг взрывается. Это, кстати, проблема образования. Она объективна — ведь учащихся много, а учитель один. Но если бы для каждого учащегося был индивидуальный подход, если бы ребенка сумели заинтересовать предметом — все было бы гораздо эффективнее. Я вот реально жалею, что так неглубоко разбирался в химии. Сейчас у меня юридическое образование, а любой юрист — он больше технарь, чем гуманитарий, потому что в работе юриста все основано на строгой логике. И химия — она настолько логичная, настолько правильная, что как-то, елки-палки, обидно даже, что не понял в свое время… Но сесть и начать изучать школьную программу заново я пока не готов.

Об инновациях

— Специфика инновационного бизнеса в том, что на рынок продвигается какой-то новый продукт, который еще и реально необходим людям. То есть, если продавать просто что-то новое — это еще не будет инновацией. Вот, например, гвоздь — металлический стержень, который соединяет две деревяшки, а потом кто-то придумал сделать на этом стержне нарезку — и получил саморез. А еще спустя какое-то время саморезы стали выпускать разных цветов, с разным шагом нарезки для разных материалов. Так вот, в моем понимании появление самореза — это инновация. Потому что он значительно изменил возможность скрепления деревяшек и других изделий. А адаптация этой инновации под разные типы изделий — это уже текущее обновление продукта. Хотя, наверное, человек, который придумал делать саморезы разных цветов, на этом даже больше денег заработал.

О своем продукте

— Мы делаем составы для стекол, которые будут отталкивать воду. Такое покрытие для гидрофобизации стекла обеспечивает безопасность. Давно придумана отличная вещь — пропитка одежды влагоотталкивающими веществами — благодаря ей в дождливую погоду не пачкаются джинсы. Это классно, приятно! Однако то, что мы делаем, кажется, важнее. Гидрофобизированное стекло в ненастную погоду повышает скорость реакции водителя до 30 %. И мы понимаем, что если хотя бы одного пешехода не собьют из-за того, что водитель успеет среагировать и увидеть — это важнее нескольких тонн чистых джинсов.

О бизнесе

— Мне кажется, что для предпринимателя образование важно меньше, чем образ мышления. Он должен всегда быть готов решать вновь возникающие проблемы, критически относиться к своим ошибкам, потому что невозможно делать бизнес и совсем не ошибаться. Как-то я вычитал интересную постановку вопроса: мол нас в школе учат, что пятерка — это когда нет ошибок. Одна ошибка есть — уже не пятерка. Но в бизнесе так не бывает, в жизни так тоже быть не может.

О своевременности

— Есть такое понятие, как уместность разработки. В истории масса случаев, когда классные решения не нашли себя просто потому, что оказались преждевременными. У нас есть подобный продукт в наноцентре — ребята делают решение по комбинированной передаче электроэнергии и интернета на основе принципа трансформатора Тесла. Сам принцип открыт еще в конце XIX века. Но только в начале XXI века его стали использовать и увидели, что это действительно классно работает и позволяет экономить. Хотя до сих пор мало кто верит, что можно по тоненькому стальному проводу с человеческий волос толщиной передавать киловатт электроэнергии.

О сдерживании прогресса

— Бывает, что индустрия намеренно тормозит прогресс и сдерживает информированность пользователей об инновационных технологиях, потому что старые еще себя не отработали. Большая часть того, что Apple выводит на рынок сейчас, было разработано еще при Стиве Джобсе. Почему бы сразу не дать людям, условно говоря, восьмой айфон? Потому что старые разработки должны себя отработать и отбить потраченные на них деньги. У нас в области покрытий все еще сложнее. Есть предприятия, которые производят незамерзающую жидкость миллионами тонн, а тут приходим мы, ребята из Дубны, и говорим пользователю: «Слушай, обработай стекло нашим покрытием и будешь тратить не 10 канистр незамерзайки за сезон, а всего две». Для покупателя это хорошо, а вот для производителей той жидкости — это крах. Поэтому они и будут всеми силами сдерживать прогресс.

О «нано»

— На слове «нано» паразитировали не совсем добросовестные предприниматели, которые в какой-то момент все подряд называли нанопродукцией. И теперь, когда идешь на переговоры, люди часто с улыбкой тебя воспринимают. Есть инициатива зарегулировать понятие нанопродукции. Сейчас создан центр сертификации, правда, это пока добровольная штука. И если ты захочешь назвать свою продукцию «нано» — пойди и докажи это в специальном центре, получи сертификат, и только тогда будешь иметь право говорить, что это нанопродукция. А нет — так извини, слово «нано» не трогай. Это правильный для России путь, потому что у нас даже наномойки уже появлялись, хозяева которых на вопрос: «А в чем тут нано?», — пожимают плечами и говорят: «Да модно просто».

Об ученых

— Интересно работать с учеными, хоть и сложно. Они же по-своему видят и мир, и свои задачи. Ученый, когда создает продукт, не думает о том, как денег на этом заработать. Ему интересно решить проблему. И ему часто сложно объяснить, что некоторые разработки не нужны рынку. Ученый знает, что сделал действительно крутую штуку, которая в пять раз эффективнее, в десять раз дольше работает чем существующие. Но рынку это сложно объяснить, только если бы со стороны покупателя тоже был ученый. 

О стартапе

— Стартап — это всегда условия ограниченных возможностей, потому что ты непременно работаешь в условиях ограниченного финансирования. Поэтому логика развития любого венчурного бизнеса — найти разработку, дать ей начальную коммерциализацию, вывести ее на рынок, а потом ее благополучно продать. Это вполне разумно, потому что для того, чтобы разработка на рынке нормально работала и интенсивно развивалась, целесообразно передать ее отраслевому игроку. Мы на данный момент тоже ведем переговоры с рядом крупных игроков. Наиболее большой и интересный — Asahi Glass Company — крупнейший в мире производитель автомобильных стекол. Если получится, автостекла будут гидрофобизироваться уже на этапе производства.

О химической промышленности

— Россия на самом деле мало что производит, если по-честному. Для того чтобы делать некоторые наши составы, необходимы реактивы, которые делают только в США и в Китае. Мы нашли в России производителей, которые специально для нас научились их изготавливать. Но в итоге получается все равно дороже, чем в Китае. То есть мы сотрудничаем с этим химпроизводством больше из идейных побуждений. Потому что эти ребята — хоть и синтезируют сами реактивы — все равно, исходники покупают в том же Китае. Так что химическое производство нужно с нуля восстанавливать. И мы собираемся стимулировать этот процесс.

О деловых переговорах

— В России очень затруднено внедрение инновационных решений. Наши деловые партнеры в Лондоне спокойно общаются с крупными компаниями, которые покупают разработки для практического применения. Партнеры говорили нам, что те технологии, которыми мы занимаемся, с радостью купила бы крупнейшая коммунальная служба Лондона — Thames Water. От наших крупных коммунальщиков или от нашего метрополитена, например, этого не дождешься. Потому что, затеяв с ними переговоры, ты скорее убьешься, чем доберешься до секретаря. Это очень трудно, но нужно делать, и это одна из задач инновационного менеджера — суметь открыть и зайти за любую тяжелую дверь.

О фундаментальной науке

— Государство обязано инвестировать в фундаментальные исследования. Это даже не инвестиции, это содержание науки, потому что фундаментальные разработки сами по себе не дают монетизации. Ведь прикладная наука должна на чем-то базироваться, она всегда работает с неким интеллектуальным сырьем, полученным в результате фундаментальных исследований. Честно говоря, пока я был достаточно далек от инновационного бизнеса, тоже думал: «Чего это они там за государственный счет свои научные интересы удовлетворяют в этих больших институтах?» Но потом пришло понимание — что без этих ребят ничего не будет. Опять же, есть утверждение, что открытие электричества окупило все инвестиции в науку на тот момент и еще на несколько столетий вперед. Естественно, это очень условное утверждение, но отчасти справедливое. Общество вкладывает свои ресурсы в науку, а потом случается какое-то WOW-изобретение, которое все это окупает и переводит человечество на новый уровень развития.

Ольга Евдокимова

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама