Экономика
Москва, 08.12.2016


Внезапный надзор

«Expert Online» 2014
Фото: РИА Новости

Роспотребнадзор лоббирует поправки в один из законов, ограничивающий административное давление на бизнес. Ведомство требует наделить его правом без предварительного уведомления проводить проверки на предприятиях по производству и реализации пищевых продуктов. За несколько лет из под действия либерального закона выведены уже около 25 видов контрольно-надзорной деятельности из 70

Ведомство продвигает через правительство принятие поправок в закон о контрольно-надзорной деятельности, чтобы получить право без предварительного уведомления проводить проверки производителей и продавцов пищевой продукции. Речь идет о поправках в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (294-ФЗ).

Пищевики попали «под раздачу»

Как заявила ИТАР-ТАСС сама глава Роспотребнадзора Анна Попова, часть бизнеса противится принятию этого законопроекта, но проблема в том, что «недобросовестные предприниматели до сих пор остались».

«Внеплановая проверка проводится по обращению, жалобе, когда произошло что-то, угрожающее жизни и здоровью. По действующим правилам, она может проводиться, только если надзорный орган за сутки предупредил тех, кого будет проверять. Совершенно понятно, что если это касается общепита или торговой точки, ждать сутки - это дать возможность замести следы», - считает Анна Попова.

По ее словам, инспектора в случае направления предупреждения «упускают время и ничего не находят». «А каждое надзорное мероприятие - это деньги государства, выделенные на работу специалистов и лабораторные исследования. Нельзя тратить их впустую», - подчеркнула она.

Она выразила надежду, что законопроект будет принят в кратчайшие сроки. Сейчас он проходит экспертизу в Минюсте, после чего попадет на рассмотрение кабинета министров Дмитрия Медведева, который был одним из инициаторов нового закона 294ФЗ. В 2010 году он внес ряд инициатив, направленных на снижение давления на предпринимателей под общим девизом «не надо кашмарить бизнес».  Среди прочих – запрет на внеплановые проверки без предупреждения руководства подконтрольного объекта за сутки или санкции прокурора.  Также закон предполагает проведение плановых проверок не чаще раз в три года и то с предварительным опубликованием списков подконтрольных объектов.  

«Непонятно, для чего сейчас Роспотребнадзор хочет отыграть все назад и именно в отношении пищевиков, а не допустим, финансистов. Из 49 тысяч жалоб потребителей, поступивших в  Роспотребнадзор в 2013 году, только 1,6% касались общепита, - говорит Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России. – И в основном это жалобы не на качество обслуживания и тем более еды, а сигналы от соседей на шум и запах. Сейчас подавляющее большинство рестораторов и даже владельцы небольших киосков фастфудов стараются исполнять закон».

Попова в свою очередь отмечает, что российский общепит сейчас испытывает острый недостаток в квалифицированных кадрах.

«В советские времена, для того чтобы прийти работать продавцом или в общепит, нужно было иметь определенный уровень образования. Людей специально учили, как соблюдать правила техники безопасности и гигиены. Учили разделять сырое и готовое, что одним ножом нельзя резать сырое мясо и сыр, что яйцо обрабатывается специальным порядком и так далее, - говорит Попова. - Сегодня, к сожалению, у нас нет требований к кадрам в общепите. Зачастую персонал на кухне не только этих правил не читал, он их и прочесть не может, потому что не знает языка, на котором они написаны. И в этом я вижу одну из составляющих проблемы».

По мнению генерального директора группы компаний «Свои в городе» Леонида Гарбара (президент Федерации рестораторов и отельеров по Северо-Западу), в общепите действительно много проблем с кадрами. Но они связаны с большими издержками самих рестораторов, которые не всегда могут удовлетворить материальные  запросы коренных жителей крупных городов.

«Да, особенно в фастфуде немало работает наших бывших соотечественников из стран СНГ, - но всем им Роспотребнадзор и выдавал медицинские книжки, а владельцы общепита их обучали, так что они знают обо всем не хуже других, - говорит Леонид Грабар. – Кроме того, какие следы интересно могут замести владельцы кафе или пищевых цехов?  Явные санитарные нарушения и за три дня сложно устранить, не то что за день. И подавляющее большинство участников рынка их соблюдают – кто боясь больших штрафов, кто из соображений сохранности бизнеса и репутации».

По действующему законодательству ни что не мешает как инспектору Роспотребнадзора, так и рядовому потребителю прийти и посмотреть в кафе или ресторане на линии раздачи, кто за ней работает и в каких условиях (в магазине –упаковки). В случае сомнения всегда можно запросить санитарную и трудовую книжку.

«Мы с вами видим, что клинингом занимаются везде мигранты. Я восхищаюсь умением тех людей, которые знают, как научить их правильно применять дезрастворы и инвентарь», - заключила глава Роспотребнадзора.

Среди предпринимателей бытует мнение, что поправки в закон нужны Роспотребнадзору в том числе для увеличения собираемости штрафов. Сейчас только половина из проводимых проверок приводит к административному или уголовному наказанию.

Насущный хлеб инспекторов

«Мы активно общаемся на эту тему с Роспотребнадзором и пытаемся доказать, что у ведомства и без того достаточно рычагов для устранения явных нарушений, - говорит  Иван Ефременков, руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРы России. – Например, в случае отравления или сигнала об опасном продукте можно прийти с проверкой без уведомления за сутки, но с разрешения прокурора. Мы не против, например, частый проверок в школьных столовых или больницах, но против давления на весь бизнес».

По словам Ефременкова, прокуратура часто отказывает Роспотребнадзору в проведении внеплановых проверок ввиду отсутствия достаточных оснований.

Ранее бизнес-омбудсмен Борис Титов в своем ежегодном докладе президенту указал, что в 2013 году зафиксировано 2,7 млн проверок предпринимателей. При этом внеплановых - 48%, а 52% - плановые. «То есть внеплановые проверки догоняют количество плановых», - сожалеет Титов.

В этой связи он предложил «ограничить количество плановых проверок у одной организации до какой-то цифры в год, потому что на сегодня в некоторых компаниях бывает и больше 100 проверочных дней в году».

Запрет на проверки без предупреждения или без получения санкции суда и прокуратуры изначально распространялся почти на все контролирующие органы (не касался он, например,  налоговой инспекции и медицинского контроля). Между тем запреты давления на бизнес периодически пытаются обойти разные органы власти или вывести себя из под действия 294-го закона.

Например, Федеральная антимонопольная служба издала методические рекомендации, позволяющие проводить так называемые рейды на рассвете. Как не раз заявляли в ФАС, «рейд на рассвете» не является по сути проверкой, поскольку в ходе внезапного появления инспекторов на предприятии выемка документов не производится, а только их копирование.

«В ходе такого рейда у нас скопировали не только бумажные документы, но и все электронные, включая секретные материалы, личные фотографии, даже реквизиты кредитных карт и прочее, - говорит Михаил Левчук, заместитель генерального директора ЗАО «Аргус-Спектр». – Мы обжаловали в нескольких инстанциях саму законность таких рейдов, в итоге Верховный суд, а потом и нижестоящие инстанции признали незаконными методические рекомендации ФАС о проведении таких рейдов».

Теперь компания, против которой до сих пор не прекращено дело со стороны ФАС, оспаривает не только незаконность методической рекомендации ФАС, но и действия службы на основе нее, то есть законность самого дела (компанию подозревают в организации неправомерных соглашений с дистрибьютерами).

Инициатива Роспотребнадзора более открытая, поскольку ведомство напрямую пытается вывести себя из под действия 294 ФЗ. Но законопроект в ходе общественного обсуждения уже получил отрицательное заключение от ОПОРы России, ТПП и профильных общественных объединений. Министерство экономического развития выдало на законопроект отрицательное заключение оценки регулирующего воздействия. 

«Полагаю, что шансы пройти через правительство и Госдуму у законопроекта минимальны при таком фоне», - считает Иван Ефременков.

Но, по его же словам, за несколько лет из почти 70 видов надзорно-контрольной деятельности, примерно 25 уже выпали из под действия 294 ФЗ. В основном это технические виды надзора – строительный, промышленный, технический и прочие, которые  сильнее всего бьют как по малому, так по среднему и крупному бизнесу и считаются одними из коррупциогенных.  Эти инициативы тоже получали в свое время резко отрицательные заключения делового сообщества и некоторых органов власти. Но все таки почему-то прошли и через правительство, и через Госдуму. 

Читайте мнения экспертов, прогнозы и аналитические материалы на страницах Эксперт-Онлайн и в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Livejournal и Одноклассники





    Реклама


    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    AP/TASS

    Победы по освобождению Алеппо серьезно усилили переговорные позиции России. Вопрос теперь в том, с кем эти переговоры сейчас вести.


    Валерий Шарифулин/ТАСС

    Привет, соседи

    Новым президентом Узбекистана стал Шавкат Мирзиёев. При нем Ташкент продолжит курс на лавирование между всеми центрами силы (Москвой, Пекином, возможно даже Вашингтоном) и попытается не брать на себя слишком много обязательств.

    Петр Ковалев/ТАСС

    Кредиты

    Кредиты станут доступнее

    Банки готовы смягчить условия по потребительским кредитам и ипотеке. Однако ждать заметного снижения ставок не стоит

    ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Антон Ваганов

    Налоговая политика

    Выйти из тени

    Теневая экономика «отняла» у российской экономики свыше 4 трлн рублей только в этом году, подсчитали в РАНХиГС. Чтобы вывести граждан из тени государству нужно предложить им долгосрочные и взаимовыгодные «правила игры»

    ТАСС

    Нефть

    Поворот Эр-Рияда на 180 градусов

    Аналитики Bloomberg видят две главные причины, объясняющие внезапное решение Саудовской Аравии спасти соглашение по снижению объемов добываемой нефти странами ОПЕК и взять основную долю снижения на себя