Технологии

Москва, 27.08.2016


На крыльях - к дальним берегам

«Expert Online» 08 feb 2015

Россия и США вновь разворачивают производство стратегических ракетоносцев – самолетов, способных доставить через океан ядерное оружие и обрушить его на голову вероятного противника. Правда, на этот раз обе страны в разработке нового оружия руководствуются, прежде всего, экономическими соображениями. Время, когда на гонку вооружений денег не считали, уже прошло

Одним из главных приоритетов российских Вооруженных Сил в 2015 году  должно стать перевооружение Военно-воздушных сил (ВВС). Об этом глава Министерства обороны Сергей Шойгу заявил на прошедшем в Москве селекторном совещании. При этом оснащенность современным вооружением российских ВВС в этом году должно быть доведено до 33%, а доля исправной техники – до 67%. Исправность самолетного парка дальней авиации должна составить еще выше – 80% стратегических ракетоносцев Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М в 2015 году должны иметь возможность подниматься в воздух и выполнять боевые задачи.

Подобное внимание к стратегической авиации, которая является составной частью «ядерной триады» (помимо воздушных ракетоносцев, в нее входят межконтинентальные баллистические ракеты, базирующиеся на суше, и средства морского базирования), вполне понятно. На сегодняшний день лишь три страны в мире – Россия, США и Китай имеют самолеты, способные доставить ядерную бомбу или обычный заряд на другой конец планеты (хотя в отношении Китая пока еще есть существенные оговорки). Конечно, развитие систем противовоздушной обороны и совершенствование атомных подводных лодок с ядерным оружием на борту заметно ограничило эффективное применение для этих целей стратегической авиации. Однако, стратегические ракетоносцы по-прежнему могут вполне успешно действовать на морских и океанских акваториях, где насыщенность средствами ПВО не так велика, и, кроме того, способны эффективно «добить» противника даже в условиях полного выхода из строя всех спутниковых навигационных систем на нашей планете. Плюс применение этого вида авиации в неядерных конфликтах, что не так давно демонстрировали американские стратегические бомбардировщики в Ираке и Ливии.

Проблема в одном. На протяжении последних 20 лет у России не было сил и средств, чтобы не только развивать, но и поддерживать свою стратегическую авиацию. Наиболее характерна с этой точки зрения ситуация с самолетом Ту-160, который был создан в КБ Туполева на рубеже 70-80- х годов прошлого века, принят на вооружение в 1987 году и серийно производился в Казани КАПО им. Горбунова (сейчас – филиал «Туполева»). Этот дальний сверхзвуковой бомбардировщик появился на вооружении нашей страны почти в тоже время, что у США – бомбардировщик В-1. Отличительная черта обоих самолетов – крыло изменяемой стреловидности. При практически равной максимальной скорости – более 2 тыс км\час, наш самолет летал без дозаправки на треть дальше (12 300 км против 9 800 км), выше (21 000 метров против 19 000 метров),  и нес больше боевой нагрузки (40 тонн против 34 тонн). Кроме того, наш самолет был просто красивее американского, за что и заслужил уважительное прозвище «Белый лебедь» (правда, НАТО классифицировало его как Blackjack – «Черный Джек»). Плюс 44 мировых рекорда по дальности, высоте, скорости, размерам, грузоподъемности и т.д.

Однако, в США до начала 90-х годов прошлого века было выпущено более 100 бомбардировщиков В-1 различных модификаций, в СССР (в серийном производстве) – менее тридцати Ту-160. Но и те постигла незавидная судьба. Более двух третей из них базировались на Украине – в Прилуках. Большую часть этих машин украинская сторона на деньги США порезала на металлолом, но около восьми машин на рубеже веков России удалось выкупить у Украины в обмен на поставляемый в эту страну газ. К этому времени производство «Белых лебедей» в нашей стране тоже уже было прекращено, хотя КАПО им Горбунова в 2008 году все же удалось из «старого задела» построить для российских военных еще один Ту-160.

В итоге, по данным из открытых источников, наша страна сейчас обладает 16-ю стратегическими бомбардировщиками Ту-160, бОльшая часть из которых уже выработала свой моторесурс. Поэтому, когда несколько лет назад правительством нашей страны принималась государственная программа вооружений до 2020 года, в среде военных и специалистов от авиации разгорелись дебаты о том, что нужно восстанавливать серийное производство «Белых лебедей» в нашей стране. «Туполевцы» и авиастроители были только «за». Однако, российский генералитет принял другое решение – модернизировать существующий парк Ту-160 и начинать работу над новым перспективным комплексом дальней авиации (ПАК ДА).

Согласно этой программе, в ноябре прошлого года КАПО им.Горбунова уже предъявил военным первый Ту-160, на котором, как гласит пресс-релиз предприятия, был проведен «капитальный ремонт с модернизацией».  При таком типе модернизации, в частности, было заменено практически все бортовое радиолокационное  и навигационное оборудование самолета. В этом году казанские авиастроители, видимо, передадут российским военным как минимум еще два таким образом модернизированных Ту-160. Но полномасштабная модернизация российских «Белых лебедей», очевидно, начнется с 2016 года, когда будет решена главная проблема этих стратегических ракетоносцев – двигатели.

Дело в том, что на каждом таком самолете стоят по четыре двухконтурных турбореактивных трехвальных двигателя НК-32, разработанных в Куйбышеве (ныне- Самара) двигателестроительными предприятиями под руководством знаменитого конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова. Их капитальный ремонт не может длиться бесконечно – двигатели, в конечном счете, надо менять. Но серийное производство двигателей НК-32 к «Белым лебедям» было прекращено еще в 1993 году – сразу после распада СССР. И многие детали к ним, которые выпускались на более чем сотне предприятий, разбросанным по всему бывшему Советскому Союзу, уже давно не выпускаются. Да и самих-то  предприятий уже зачастую нет. Поэтому последние несколько лет «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), и сам завод – изготовитель (объединение «Кузнецов» ) пытаются на новом уровне восстановить кооперацию по изготовлению этого двигателя. Первые плоды этих усилий должны быть предъявлены российским военным в виде модернизированного двигателя НК-32, выпущенного на новом производственном оборудовании с использованием новых технологий, в этом году. Деньги на это есть. По федеральной целевой программе развития оборонно-промышленного комплекса,  до 2020 года на техническое перевооружение этого моторостроительного предприятия планируется выделить 8 млрд рублей. Примерно такую же сумму намерена вложить в развитие производства и ОДК. И если результаты испытаний 2015 года подтвердят надежность новых двигателей к ракетоносцам, то в следующем году, очевидно, в Самаре будет запущено их мелкосерийное производство для полноценной модернизации парка Ту-160. По крайней мере, к 2020 году, как гласит соответствующая госпрограмма вооружений, таким образом должно быть модернизировано 10 «Белый лебедей». При этом, очевидно, Ту-160М получат и новые крылатые ракеты бОльшей дальности, что, по мнению военных , позволит почти вдвое увеличить боевую эффективность этих машин.  По мнению Strategy Page, модернизированные самолеты будут иметь и некоторые стелс-возможности за счет применения в них радиопоглощающих материалов.

При этом в конце прошлого года «Кузнецов» заявил о том, что провел успешные стендовые испытания прототипа двигателя и для ПАК ДА. «Первый успешный запуск экспериментального изделия для коллектива предприятия является знаковым моментом, потому что происходит успешное внедрение достижений НИОКР в реальном производстве» – отметил тогда исполнительный директор «Кузнецова» Николай Якушин.

Первый полет перспективного авиационного комплекса Дальней авиации, для которого «кузнецовцы» сейчас разрабатывают двигатель, должен состояться в 2019 году. КБ Туполева, которое его разрабатывает, подчеркивает, что ПАК ДА будет представлять из себя принципиально новый летательный аппарат. Достоверно о нем известно только три вещи. Первое – аппарат будет выполнен по схеме «летающее крыло», второе, в отличие от Ту-160, он будет дозвуковым, третье – будет обладать малой заметностью. И это лишний раз подтверждает, что и американская, и советско-российская военные авиастроительные школы, как и случае с самолетами В-1\Ту-160, движутся в одно направлении (хоть и с разной скоростью). Американцы еще в начале 90-х годов прошлого века начали производство дозвукового стратегического стелс-бомбардировщика B-2 Spirit, выполненного по схеме «летающее крыло» и который, по идее, должен был быть следующим шагом в развитии стратегической авиации США после сверхзвукового бомбардировщика B-1. Однако, этот самолет стал самым дорогим в истории мировой авиации – общая закупочная стоимость этого самолета вместе со всем оборудованием превысила 2 млрд долларов за штуку. Поэтому в 2012 году ВВС США  объявили о  тендере на новый стратегический бомбардировщик,  который по своим характеристикам должен был напоминать В-2В (дозвуковой, стелс, дальность 9-10 тыс км с возможность дозаправки, возможность беспилотного варианта, боевая нагрузка 13 тонн и т.д.), но по цене не более 550 млн долларов за штуку. По такой цене Пентагон готов закупить от 80 до 100 таких машин. Очевидно, и российским конструкторам при работе над ПАК ДА придется думать не только о том, насколько этот самолет сможет эффективно выполнять свои боевые задачи, но и о том, сколько он будет стоить. Время нынче такое – деньги считать…


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте



Реклама

AdRiver

26 октября 2016 года. Форум «Эксперт-400»

«Драйверы экономического роста России в настоящее время»



Реклама



Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Добавленное зло

Текущий кризис в российской экономике — следствие действующей налоговой системы, и главную роль здесь играет НДС. Этот налог делает невозможной модернизацию производства. Более того, государство, используя НДС, ежегодно работает себе в убыток


Zuma\TASS

Глава ФРС запуталась

Выступление главы ФРС США Джанетт Йеллен на симпозиуме глав центробанков в Джексон Хоул не внесло ясности относительно сроков повышения ставки американским регулятором

FORUM

Меркель здесь, Меркель там…

Евросоюз выстоял, но крепче не стал. Напротив, после выхода Британии из объединенной Европы он стал еще более раздробленным и разделенным на блоки и группы: Запад, кооперирующийся по большинству вопросов с Севером, и Восток, который все чаще занимает одинаковую позицию с Югом. Любопытно, что южно-европейская группа может оказаться очень сильной, потому что президент Франции Франсуа Олланд уже изъявил желание принять в ней участие.

Zuma\TASS

Международный бизнес

Uber в красной зоне

Убыток сервисной компании Uber за первое полугодие составил $1,27 млрд. Руководство называет основной причиной низких показателей масштабный демпинг и компенсации водителям такси

Денис Абрамов/ТАСС

Туризм и отдых

Пора на воды

На заседании Госсовета с участием президента Владимира Путина в Белокурихе в пятницу обсуждают проблемы санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. Владимир Путин поручил правительству создать благоприятную инвестиционную среду в этой сфере, а также разработать к марту 2017 года стратегии ее развития. Для развития отрасли необходимо найти новые формы партнерства государства с частным бизнесом, считают эксперты

ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

«Сила Сибири» выдерживает график

Глава «Газпрома» и посол КНР в РФ обсудили развитие российско-китайских отношений в газовой сфере. Стороны подтвердили полное соблюдение графика реализации проекта поставок газа по «восточному» маршруту. Вместе с тем, эксперты отмечают, что при нынешней конъюнктуре цен на газ небольшое промедление с прокладкой трубопровода было бы даже полезным, но у российской компании такой возможности нет