Политика

Москва, 25.06.2016


Как воспитать Турцию?

«Expert Online» 24 nov 2015
Фото: Alexander Zemlianichenko/AP/TASS

24 ноября Турция сбила российский военный самолет. Москва должна ответить симметрично

На первый взгляд, многое зависит от того, где именно был сбит российский самолет. Если инцидент произошел в сирийском воздушном пространстве, то речь идет об агрессивных действиях Турции, на которые Москва может реагировать как на  прямое военное нападение. Однако если права Анкара и ситуация произошла на турецкой территории, то юридически турки имели полное право сбивать нарушителя, и тут, вроде бы, ответные действия Москвы окажутся нелегитимными.

В реальности же ситуация не предполагает подобного вывода. Действия Турции вне зависимости от того, где они происходили, являются одновременно дипломатическим вызовом. Если трезво оценить провокацию, то можно увидеть, что она была слишком громкой.

Речь идет не просто о демонстративной ликвидации российского самолета страной-членом НАТО, речь идет о демонстративной ликвидации накануне заседания российско-турецкой группы по стратегическому диалогу, в которой должен был принять участие министр иностранных дел России Сергей Лавров. Тем самым Анкара фактически показала, что ни на какой диалог с Москвой она не рассчитывает, и фактически меняет вектор российской политики с сотрудничества на конфронтацию. А значит и Россия должна отвечать в рамках конфронтационной логики.

Так, наиболее очевидным и верным вариантом ответа является симметричный. Ни для кого не секрет, что турецкие самолеты залетают на территорию Сирии и бомбят позиции тех же курдов. Возможно, было бы верным ожидать падения некоторых из этих самолетов, пораженными поставленными из России средствами ПВО, или же напрямую российскими истребителями, защищающими воздушное пространство Сирии.

Если Москва по каким-то причинам не захочет давать прямой ответ на турецкую провокацию, то можно, например, передать современное российское вооружение сирийским курдам. Это оружие а) создаст проблемы турецким военным, хозяйничающим на сирийской территории и б) вполне может очутиться по ту сторону сирийско-турецкой границы, в руках у турецких курдов (тесно сотрудничающих с сирийскими). Есть и другие варианты ответов, в том числе и экономические. Так, турецкие отельеры и бизнесмены давно потирают руки в надежде на барыши, связанные с запертом россиян посещать египетские курорты. Не исключено, что теперь их надежды развеются как дымка от турецкого снаряда, поразившего российский борт. Да, лишать россиян поездок еще и в Турцию, на первый взгляд, негуманно, однако российские власти могут пойти на такой вариант ответа.

Безусловно, в Анкаре понимают все вышеозначенные риски. Более того, там отдают себе отчет в стратегических последствиях обострения отношений с Москвой. Россия на сегодняшний день - единственный сосед Турции (за исключением Азербайджана), с которым у Анкары налажены не просто дружественные, а хотя бы нормальные отношения. Плоды политики «ноль проблем с соседями» были обнулены в ходе арабской весны, и сейчас Турция находится в крайне сложной политической ситуации. Отношения с ЕС испорчены, американцы готовы поддержать сирийских курдов (вплоть до, как считают некоторые эксперты, кошмарного для Анкары сценария создания Сирийского Курдистана), сирийская карта не просто бита, но еще и испортила турецко-иранские отношения. В этой ситуации конфликт с Россией может означать реальную политическую изоляцию Турции, и даже в какой-то момент привести к серьезным внутриполитическим последствиям для самого турецкого президента (который для сохранения власти будет, скорее всего, снова пытаться стать премьером).

Таким образом, очевидно, что основным проигравшим в этой ситуации становится не Владимир Путин, а Реджеп Эрдоган. И поэтому нельзя исключать, что вся история с ликвидацией российского самолета прошла мимо президента.

Да Эрдоган в последнее время склонен к такого рода громким шагам и действиям - после начала Арабской весны турецкая политика характеризуется чрезмерной эмоциональностью и импульсивностью. Да, у него очень высокое самомнение и его, безусловно, задевали периодические пролеты российских военных самолетов над турецкой территорией, а также в целом последние действия России в Сирии (ликвидация протурецких отрядов оппозиции, а также бомбежки грузовиков с нефтью, везущих в Турцию нефть с контролируемых ИГ месторождений). Однако Эрдоган никогда не был замечен в  попытках провести политический суицид. С другой стороны, ни для кого не секрет, что внутри правящей ПСР давно существует внутренний конфликт. Очень много уважаемых людей недовольны президентом, проводимой им политикой и авторитарным стилем управления. Не исключено, что они намеренно устроили эту провокацию для того, чтобы поставить президента в абсолютно безвыходную ситуацию, где Эрдоган вынужден занимать абсолютно проигрышную ситуацию.

Между тем, на сегодняшний день не так уж и важно, отдавал Эрдоган приказ о ликвидации самолета или не отдавал. Турецкий президент, безусловно, возьмет на себя ответственность и будет настаивать на том, что Турция защищала свое воздушное пространство. Москва же вынуждена будет жестко, но при этом симметрично отвечать. И не только для того, чтобы наказать Эрдогана, но и для демонстрации всем простого факта: нельзя безнаказанно сбивать российские военные самолеты нигде и ни при каких обстоятельствах. 



Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Карта управленческого образования России»

    Предлагаем Вам принять участие в проекте и заполнить электронную анкету




    Реклама



    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

    Автоколлекторы против страховщиков

    Деятельность «автоюристов» не только закладывает основы для постоянного роста тарифов по ОСАГО, но и способствует вымыванию с региональных рынков все большего числа страховых компаний. В итоге доступ к качественным страховым услугам сужается


    ТАСС Автор: Сергей Бобылев

    Скандалы

    Улита едет

    Насколько можно понять, дело о взятке в отношении Кировского губернатора Никиты Юрьевича Белыха было возбуждено не сегодня. Сообщение Следственного комитета начинается словами не о задержании губернатора, а о возбужденном деле. И по-мнению видного эксперта, губернатор находился в разработке давно. А взяли вот только сейчас

    Zuma\TASS

    Brexit

    Наболело

    Произошло то, во что верили, наверное, лишь самые большие евроскептики. Британские острова так тряхнуло, что отголоски землетрясения мощными цунами разойдутся по всей планете. Великобритания решила вернуться к изоляции от остальной Европы, которая несколько столетий была лейтмотивом внешней политики королевства. Большинство британцев проголосовало за то, чтобы выйти из ЕС

    . Михаил Метцель/ТАСС

    Сотрудничество

    Путин проводит масштабный визит в Азию в рамках ШОС

    Созданием экономического коридора Россия – Китай – Монголия демонстрируется нацеленность на активизацию сотрудничества в регионе. Владимир Путин прибыл с двухдневным визитом в Ташкент для участия в заседании Совета глав государств – членов ШОС. Здесь обсуждается сопряжение ЕАЭС, «Экономического пояса Шёлкового пути» монгольской инициативы «Степного пути». Пока Европа находится в нокдауне от решения британцев, самое время для усиления своих позиций ШОС и БРИКС, говорят аналитики

    Система безопасности

    Быстрая монетизации тревоги

    По статистике ВОЗ каждая третья женщина в мире за свою жизнь сталкивается с насилием, в Америке – каждая пятая женщина сталкивается с изнасилованием или попыткой изнасилования, без учета прочих актов агрессии». Если иметь это в виду, то не так удивительно, что проект производства «кольца безопасности» Nimb собрал за три дня на Kickstarter $100 тыс

    sibnia.ru

    Авиация

    Полетим!

    Правительство утвердило правила субсидированния производителей малой авиационной техники, способной принять на борт до 19 пассажиров. Такие самолеты незаменимы в глубинке. Аналитики перечисляют проекты самолетов региональной авиации, в том числе высокой степени готовности, и таких у нас немало. При этом огромной проблемой является аэродромная инфраструктура в небольших городах. Другая проблема - дефицит средств на закупку самолетов у местных авиакомпаний. Но данное постановление и другие меры обнадеживают, что мы в провинции наконец полетим - как летали кстати еще в 50-60-е годы