Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Новая модель для старых пенсий

«Expert Online» 2015
Александр Рюмин/ТАСС

Ведущие профильные министерства и ведомства – ЦБ РФ, Минфин и Минтруд – принялись за разработку новой модели управления пенсионными накоплениями. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на заявление заместителя министра финансов России Алексея Моисеева. По его словам, сейчас обсуждаются разные варианты формирования накопительной системы.

Как указал Алексей Моисеев, новая модель, с одной стороны, позволит сделать накопления независимыми от бюджетных решений, а с другой — обеспечит сохранность и доходность средств граждан. Представлена она может быть уже в первом квартале 2016 года. «Нужно определить источник финансирования накоплений, – указал замминистра. – Есть несколько вариантов, но ни один из них не может считаться удовлетворительным. Очевидно, что у нас нет бюджетного ресурса для того, чтобы финансировать через бюджет, очевидно, что мы не можем возлагать дополнительную нагрузку на предприятия за счет увеличения налогообложения фонда оплаты труда. Это оставляет нам не очень много вариантов».

Все эти изменения происходят на фоне того, что 4 декабря Госдума приняла в третьем чтении правительственный закон о заморозке накопительной части пенсии россиян в 2016 году. Ранее правительство уже вводило мораторий на формирование накопительной части пенсий в 2014-2015 годах: 6% из зарплат россиян, которые должны поступать на накопительную часть, пошли в распределительную. Планируется, что в 2016 году страховые взносы вновь в полном объеме пойдут в Пенсионный фонд на формирование страховых пенсий. За счет заморозки пенсионных накоплений власти планируют получить 342,2 миллиарда рублей, что позволит уменьшить на эту сумму трансферт на обязательное пенсионное страхование из федерального бюджета.

Вопрос о нововведениях в данной сфере был поднят из-за нынешнего сложного экономического времени, указывает эксперт центра «Общественная дума» Павел Ивченков. Государство не может полноценно справиться со своей пенсионной функцией на фоне проблем в экономике страны, поэтому требуются изменения в данной сфере, объясняет он. В частности, речь идет о том, что бюджетного ресурса не хватает, кроме того, государство не хочет возлагать дополнительную нагрузку на предприятия за счет увеличения налогообложения фонда оплаты труда.

Пока сложно оценить предложения, поскольку над ними только ведется работа, говорит эксперт. В любом случае пенсионерам, скорее всего, придется столкнуться с изменениями в вопросе накопительной части пенсии. В рамках обсуждений говорится о «вмененной модели страхования», когда граждане самостоятельно страхуют пенсию. Данная система уже применяется за рубежом, и она эффективна. Однако в рамках наших реалий, в долгой перспективе останется риск потери этих накоплений или их доходности из-за периодических внутриэкономических кризисов и недостатков деятельности НПФ. 

Заморозка накопительной части пенсий негативно сказывается на рынках капитала. Ведь это приводит к ограниченному присутствию долгосрочных инвестиционных ресурсов и, как следствие, к невозможности привлекать на нем длинные деньги. Кроме этого, в рамках новой инициативы, накопительную часть пенсии могут сделать добровольной. Не исключено, считает Павел Ивченков, что в будущем это может обернуться уменьшением размеров пенсий для будущих пенсионеров.

Предложения вполне ожидаемые, указывает и руководитель отдела розничных продаж УК Солид Менеджмент Сергей Звенигородский, так как у государства есть четкое понимание, что прежняя дотационная система себя изжила. В бюджете нет средств на пенсионные отчисления и население морально уже давно готовят к этим мерам. Между тем, добровольное пенсионное страхование будет иметь эффект только после того, как во-первых – у граждан появится доверие к пенсионной системе, во-вторых, доверие к правительству, и в третьих – доверие граждан к самому способу накоплений – напомним, что накопления могут формироваться по следующим схемам: за счет работника и работодателя, работника, государства и работодателя, либо самого работника, то есть его собственными силами. Разумеется, государству выгоднее не участвовать в этом процессе или играть совсем незначительную роль регулятора и гаранта права.

Еще одна сложность, продолжает Звенигородский, это то, что уже сейчас есть система которая работает и вместо того, чтобы наладить ее, чиновники снова придумывают абсолютно новую реформу с туманными перспективами и сроками выполнения. Это в свою очередь может только снизить степень доверия граждан, которое, как ни для кого не секрет, уже давно серьезно подорвано.

Что касается новых предложений, то, полагает эксперт, если они будут приняты, то автоматом добавятся к уже существующей системе, они не смогут ее обнулить  станут лишь дополнительной опцией, что усложнит понимание со стороны граждан. Так положение о добровольном пенсионном страховании уже существует – еще с начала появления негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования. То есть в 2002 году правительство уже тогда включило НПФ в связку обязательного и добровольного пенсионного страхования.

И более того, развитием этой связи до 2009 года никто не пытался заниматься. А после 2009 года появилось Министерство труда, которое стало решать те же вопросы, которые пыталось решить правительство в 2002 году. Т.е такое ощущение – принять приняли, но забыли наладить рычаги, а когда это стало просто жизненно необходимо, - выяснилось, что связок и проблем очень много и они не разрешены, а время прошло.

Очевидно, заключает Сергей Звенигородский, что система буксует, тратятся серьезные ресурсы как денежные так и временные. Этот процесс между тем можно считать нормальным, поскольку, что делать дальше не знает ни одно государство в мире. Сложность России в этом процессе в том, что у нас очень высокая дотационная составляющая со стороны государства, т.е уровень соцобеспечения был высоким долгое время и разрубить этот канат до сих пор удается со скрипом.

Но вообще, заключает начальник отдела внебиржевых операций Алор Брокер Михаил Паршин, давать прогнозы про пенсии – неблагодарное дело. Денег своих мы не увидим, это понятно. А принятие того или иного решения по пенсионной системе зависит от политической воли руководителей государства. Разумных решений с пенсионной системой Росси в последние годы нет. Мысль одна – государству нужны деньги, и оно этого добьётся. А пенсии надо платить потом, будущие поколения разберутся. Так устроена государственная машина, и не только в нашей стране. Практически во всем мире. 


Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама