Политика
Москва, 26.09.2016


Польша-ЕС: "Критика антидемократических тенденций, по сути, вторична"

«Expert Online» 11 jan 2016
Zuma\TASS

О разгоревшемся скандале вокруг Польши, его причинах и последствиях в интервью Эксперту Online рассказал полонист, доцент НИУ ВШЭ Дмитрий Офицеров-Бельский

В чем причина нынешнего европейско-польского конфликта?

Формальными причинами были некоторые весьма спорные инициативы властей. Так, 7 января Президент Польши Анджей Дуда утвердил поправки к закону о телевидении и радиовещании, которые дают правительству право напрямую назначать руководителей общественных СМИ - теперь этот вопрос переходит в ведение государственного казначейства. Ряд директоров телеканалов уже уволились со своих постов. Помимо этого, поправки предусматривают сокращение численности правлений и контрольных советов. За внесение изменений в закон проголосовали 232 из 460 депутатов сейма. Но всё это – половина дела, так как целью польских правых является организация в ближайшей перспективе новых национальных средств массовой информации. Фактически речь идёт о национализации СМИ. Особую озабоченность в Брюсселе и Берлине вызывает намерение Варшавы сократить число иностранных владельцев СМИ. Пострадают, прежде всего, немецкие компании, которые занимают значительные позиции на польском медиарынке.

Второй инициативой была  принятая поправка к закону о Конституционном суде. Она лишает суд возможности самостоятельно прекращать полномочия судей, и дает этому органу лишь возможность отправить соответствующий запрос в Сейм. Кроме того, для решения, принятого судом, потребуется одобрение двух третей от числа судей, которое увеличивается с девяти до пятнадцати. Это делает Конституционный суд вообще малофункциональной организацией, к тому же подконтрольной парламенту, а точнее правящему большинству «Права и Справедливости».

То есть председатель Европарламента Мартин Шульц прав, говоря о «конституционном перевороте»?

На деле никакого конституционного переворота нет. Если говорить о реформе Конституционного суда, то буквально накануне прекращения полномочий прежнего парламента, в котором доминировала «Гражданская платформа» были избраны в срочном порядке новые судьи, назначение которых и не принял Анджей Дуда. Учитывая большинство у «Права и Справедливости» в новом парламенте, Конституционный суд является единственной силой, способной помешать глубокому реформированию законодательства, которое наметили польские правые. Что же касается и реформы СМИ, то фактически сохраняется прежний порядок вещей – раньше эти СМИ работали на «Гражданскую платформу», а сейчас будут отстаивать интересы партии Качиньского.

Цели польских правых в этом процессе стратегические. Сейчас они обладают мандатом доверия от населения и стремятся использовать время для проведения конституционной реформы или даже принятия новой конституции. Поэтому свои люди в Конституционном суде и контроль над СМИ очень не помешают. Так что всё самое интересное только начинается и впереди немало более конфликтных эпизодов.

И поэтому польские действия вызвали столько критики в Европе?

Европейцам  в целом не нравится скорее нынешнее польское правительство, недостаточно лояльное Брюсселю и Берлину. А критика антидемократических тенденций, по сути, вторична. Европа сейчас вступила в сложный переходный период – к реформе ЕС подталкивает Великобритания, стремящаяся сохранить своё членство в ЕС, но при этом не поступиться своей самостоятельностью. Той же позиции придерживаются и польские правые, сумевшие монополизировать власть на ближайшие годы. Но если с британцами в любом случае приходится разговаривать уважительно, то к восточным европейцам большого пиетета никто не испытывает. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что Варшава дала очень хороший повод для критики и почему нужно было так вызывающе демонстрировать новую политику, не совсем понятно. Как можно оценить неожиданные ночные заседания Сейма, когда «Право и Справедливости» и блок Кукиза составляют кворум и принимают решения в отсутствии большей части парламентской оппозиции?

Отказ от демократии и либерализма - это новый тренд в Восточной Европе? Поляки идут по пути венгров? Это закономерный итог их эволюции после прихода в ЕС или же речь идет о том, что они в какой-то момент просто не туда свернули в своем развитии?

Все произошедшее, конечно, не очень хорошо вписывается в европейский демократический канон, но и рассуждать о новом польском авторитаризме рановато. Жан-Клод Юнкер недавно справедливо заметил, что не нужно нагнетать страсти и выразил желание встретиться с польским президентом.

Вообще я бы не сказал, что это сугубо восточноевропейский тренд, скорее общемировая тенденция. В Восточной Европе сравнительно долго пытались подражать западной модели демократии, когда искренне, когда не очень. И теперь, когда кризис ударил по демократии как идее, а Брюссель как никогда слаб, в Варшаве окончательно поняли, что могут позволить себе действовать без оглядки на евробюрократию или мнение соседей.

Брюссель вообще может привести Варшаву к подчинению?

Реакция Брюсселя пока ещё выжидательная. Отдельные политики выступили с жёсткими заявлениями, но глава Еврокомиссии как раз оказался очень мягок, а главе Евросовета Дональду Туску (в 2007-2014 гг. был премьер-министром Польши - «Эксперт Online») было бы странно открыто обличать новые польские власти и потому он молчит.

Если же речь об очень обсуждаемом сейчас вопросе санкций, то их скорее всего не будет. Во-первых, это был бы совсем ненужный прецедент для и без того слабого Евросоюза, во-вторых, это продемонстрировало бы всей Европе жёсткое лицо германского доминирования и, в-третьих, такое решение безусловно наткнётся на вето ряда европейских стран.

Однако, масштабные дотации, которые должны быть направлены на инфраструктурные цели и пик которых приходится на 2016-2020 годы, всё таки под угрозой. Есть много способов отказать в их выдаче или существенно сократить. Впрочем, думаю, что и до этого не дойдет. А если всё таки дойдет, то это будет уже новая реальность Евросоюза.

Что же касается отдельных стран, то некоторые из них заняли куда более жесткую позицию в отношении польских дел, чем официальный Брюссель. Наиболее активно польские власти критикует Германия и германские представители в европейских структурах – Мартин Шульц, Гюнтер Эттингер и другие. И поляки вполне логично отвечают на это в сугубо антигерманском духе. В Париже, Риме или Мадриде польский вопрос даже не поднимается – ни в прессе, ни на официальном уровне. Все прочие соседи готовы поддержать Польшу и, в первую очередь, Венгрия, разумеется.

Вроде ведь у Варшавы и Берлина были весьма тёплые связи при Туске - что изменилось?

Отношения у Качиньских на международной арене ни с кем никогда хорошими не были. Даже с американцами. Именно поэтому элементы системы американской ПРО так и не появились в Польше. А недавно они отказались от соглашения о покупке американских «Пэтриот», рассчитывая на хороший дисконт от следующей администрации. Непредсказуемость в сочетании с негибкостью – страшное дело.

Но говорить о том, что отношения Польши и Германии кардинально испорчены, пока ещё слишком рано, просто новый стиль общения между Варшавой и Берлином пока не выработан. Сотрудничество во многих сферах нормально продолжается.

А вот будущие выборы в Бундестаг, которые состоятся в сентябре 2017 года, станут гораздо более сильным вызовом для польско-германских отношений. Они могут стать неудачными для христианских демократов и совершенно точно приведут к власти нового канцлера.

Каково вообще сейчас экономическое и политическое место Польши в ЕС. Она еще сохранила свои лидерские амбиции в Восточной Европе?

Не только сохранила, а многократно усилила. Польские правые ещё до выборов постулировали, что региональная политика станет для них приоритетом. Идеологом был советник президента Анджея Дуды Кшиштоф Щерский. Если же они и дальше будут себя вести столь провокационно, то их влияние в Брюсселе однозначно упадет и региональная политика получит дополнительный импульс. К тому же все региональные лидеры очень довольны победой Качиньского и, если честно, нынешнему обострению отношений Варшавы с Берлином и Брюсселем тоже очень радуются.

Какие выгоды может Россия извлечь из всей этой ситуации?

Выгоды есть. Мы всегда с настороженностью относились к братьям Качиньским из-за их антироссийской риторики. Но слова в политике – это вообще дело второстепенное. А что до дел, то по вопросам восточной политики и отношений с Россией в польской политической элите полный консенсус, и уже достаточно давно. Так что изменений ждать не приходится. Но очень важно, что сейчас в Европе стало одной страной с независимым голосом больше, и чем чаще такие голоса будут звучать, тем лучше для тех, кто с Европой соседствует.



Журнал «Эксперт» + подарок

Журнал Эксперт + Сертификаты на обучение в школе иностранных языков



    Реклама

    AdRiver
    26 октября 2016 года. Форум «Эксперт-400»

    «Драйверы экономического роста России в настоящее время»



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Сергей Фадеичев/фотохост-агентство ТАСС

    Глава Минэнерго Александр Новак заявил, что снижать добычу "искусственным способом" мы не будем. Естественным способом она тоже не снижается, несмотря на разные прогнозы, так что период дешевой нефти, очевидно, продолжается


    Фото: Андрей Порубов

    Песня двигателя

    Для отечественного энергомаша открылся внутренний рынок, а девальвация рубля создала большие возможности для экспорта. Чтобы использовать шанс, предприятия занялись модернизацией и созданием новых производств

    Zuma\TASS

    Украина и ЕС

    ЕС предупредил Киев о возможном лишении прав на транзит газа

    Война за "Укртрансгаз", которая развернулась на Украине между властными группировками, может негативно повлиять на перспективы получения страной финансовой помощи от ЕС и ставит под угрозу ее статус транзитера газа

    ТАСС

    Многовекторность за русский счет

    Россия и Белоруссия снова спорят из-за цен на газ. Это уже не первый газовый конфликт с Белоруссией. Первый отгремел в 1995–1996 годах, когда белорусы вообще не платили за газ, накопив долг в 1 млрд долларов.

    ТАСС

    Три года без надежды

    К удовольствию Минфина, в проект трехлетнего бюджета заложена цена на нефть 40 долларов за баррель. По бюджетному правилу при такой цене Россия должна иметь нулевой первичный дефицит. Нефтегазовые доходы, полученные за счет повышения цены выше 40 долларов, зарезервируют. Расходы Минфин планирует закрепить на уровне 15,7 трлн рублей на все три года, оптимизировав бюджетные траты, а дефицит бюджета довести до 1–1,2% ВВП к 2019 году.

    Обновили полимеры

    15 сентября на «Томскнефтехиме» (структура «СИБУРа») запустили модернизированное производство полиэтилена высокого давления