Москва, 24.06.2016


Америка подсела на нефтяную иглу

«Expert Online» 25 jan 2016
ITAR/TASS

В Соединенных Штатах давно действует закономерность, почти вошедшая у экономистов в поговорку: когда цены на нефть растут, экономике плохо: а когда они падают – становится лучше (when oil prices rise, the economy suffers; when they fall, growth improves). Впервые это было продемонстрировано во время нефтяного шока 1973 года, когда Саудовская Аравия, сегодня играющая на понижение цен на нефть, впервые выступила как "прайсмейкер" и одномоментно подняла цены в три раза.

До обвала, начавшегося в 2014 году, эта сентенция действовала безотказно. В этот раз, однако, пишет New York Times, низкие цены на черное золото почти не помогают первой экономике планеты. С мнение авторитетного издания согласны и большинство специалистов.

Эффект дешевых энергоносителей сродни понижению налогов для потребителей, которым для того, чтобы наполнить бензобак, нужно меньше денег. Учитывая же, что большую часть нефти США по-прежнему импортируют, плюсы от дешевой нефти обычно значительно превышают ущерб, который они наносят местным нефтяникам. Да, каждый доллар, съекономленный потребителем, это доллар, потерянный производителем. Однако в случае с Америкой, речь идет в основном о производителях из-за рубежа. Хотя сейчас эта ситуация и начинает меняться в лучшую для США сторону.

Плюс и минус встретились

Сейчас, конечно, многое изменилось благодаря сланцевой революции, которая началась несколько лет назад. Убытки от падения цен на нефть оказались чересчур большими. Причем, убытки начинают сказываться очень быстро. Энергетические компании снижают инвестиции и увольняют рабочих. Плюсов же от дешевой нефти сейчас не только стало меньше, но и материализуются они намного медленнее, чем раньше.

Экономисты из JPMorgan Chase предсказали ровно год назад, что низкие цены на нефть прибавят темпам роста экономики США в 2015 году 0,7%. Сейчас они пересматривают свою оценку. Теперь, экономисты считают, что низкие цены на нефть могли в минувшем году не ускорить рост, а замедлить его на 0,3%.

Прогноз на этот год экономистов JPMorgan намного осторожнее – 0,1% прироста. По мнению аналитиков Goldman Sachs, влияние низких цен на темпы роста экономики минимальное – в районе 0%.

Плюсов сейчас стало меньше, а минусов больше. Обвал цен на нефть привел к корректировке глобальных финансовых рынков. Индекс Standard & Poor’s 500, к примеру, уже снизился в этом году на 10%.

Быстрый, как фрекинг

Дешевая нефть давит вниз инфляцию и тем самым ставит под угрозу планы ФРС довести процентную ставку в этом году до 1%, при нынешнем диапазоне 0,25–0,5%. Как раз 26-27 января ФРС будет обсуждать ставку впервые в этом году. В США, как и вдругих развитых странах, озабочены сегодня дефляцией, а не инфляцией. 

Убытки производителей нефти отражают неожиданно резкий обвал после недавнего бума американской нефтегазовой промышленности. Доля капитальных вложений в нефтянке в 1985-2005 годах опустилась ниже 5% в год. В 2012-13 гг., однако, благодаря новым технологиям и, главным образом, фрекингу, этот показатель, утверждает Торстен Слок, главный экономист Deutsche Bank Securities, превысил 10%.

Фрекинг оказался очень гибкой технологией – его быстрее и легче в сравнении с другими способами добычи нефти как запустить, так и свернуть. Не удивительно, что ответ отрасли на падающие цены проявился сейчас значительно быстрее, чем рассчитывали экономисты.

Признаков, указывающих на неминуемые перемены к лучшему, пока нет. В отчете Международного энергетического агентства говорится, что стабильная добыча и падающий спрос могут заставить цены на нефть оставаться в самом низу еще продолжительное время.

Американцы практикуются в бережливости

И все же выросшая добыча нефти и газа привела в США еще и к снижению импорта энергоносителей. Как и раньше, доллары из карманов потребителей переходят в карманы производителей нефти. Только сейчас это в основном американские, а не иностранные нефтяники.

Лишь четверть (27%) нефти было куплено за границей в 2014 году. Это самый низкий показатель за последние три десятилетия, по данным Администрации энергетической информации США (IEA).

К тому же, американцы потратили в прошлом не все сэкономленные доллары, а немалую часть их отложили на черный день. С лета 2014 года объем сбережений физических лиц вырос приблизительно на 120 млрд долларов. Это не очень хорошо для экономики, так как инвестиционных денег в США достаточно, а не хватает как раз активности на потребительском рынке. Экономия расходуется, по по оценкам экспертов, в том числе на подешевевший бензин.

Сейчас низкие цены на нефть способствуют усилению проблем в экономике и в долгосрочном плане, ухудшая ожидания по инфляции. В ФРС стремятся к тому, чтобы цены поднимались примерно на 2% в год. Для выполнения этой задачи очень пригодилась бы и уверенность потребителей в том, что ФРС выполнит поставленную задачу. Однако уровень инфляции весь прошлый год оставался значительно ниже намеченных целей. Снижалась и уверенность потребителей. Так, исследование, проведенное Федеральным резервным банком Нью-Йорка, обнаружило, что ожидания потребителей по инфляции снизились с 3,3 до 2,8%.

Все это, конечно, сказывается на решимости ФРС и дальше повышать процентную ставку. Если еще несколько недель назад чуть более 50% инвесторов считали, что ФРС снова поднимет ставку в марте, то сейчас эта цифра снизилась до 30%. Скоро мы узнаем, а кто прав.


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Карта управленческого образования России»

    Предлагаем Вам принять участие в проекте и заполнить электронную анкету




    Реклама



    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

    Автоколлекторы против страховщиков

    Деятельность «автоюристов» не только закладывает основы для постоянного роста тарифов по ОСАГО, но и способствует вымыванию с региональных рынков все большего числа страховых компаний. В итоге доступ к качественным страховым услугам сужается


    ТАСС Автор: Сергей Бобылев

    Скандалы

    Улита едет

    Насколько можно понять, дело о взятке в отношении Кировского губернатора Никиты Юрьевича Белыха было возбуждено не сегодня. Сообщение Следственного комитета начинается словами не о задержании губернатора, а о возбужденном деле. И по-мнению видного эксперта, губернатор находился в разработке давно. А взяли вот только сейчас

    Zuma\TASS

    Brexit

    Наболело

    Произошло то, во что верили, наверное, лишь самые большие евроскептики. Британские острова так тряхнуло, что отголоски землетрясения мощными цунами разойдутся по всей планете. Великобритания решила вернуться к изоляции от остальной Европы, которая несколько столетий была лейтмотивом внешней политики королевства. Большинство британцев проголосовало за то, чтобы выйти из ЕС

    . Михаил Метцель/ТАСС

    Сотрудничество

    Путин проводит масштабный визит в Азию в рамках ШОС

    Созданием экономического коридора Россия – Китай – Монголия демонстрируется нацеленность на активизацию сотрудничества в регионе. Владимир Путин прибыл с двухдневным визитом в Ташкент для участия в заседании Совета глав государств – членов ШОС. Здесь обсуждается сопряжение ЕАЭС, «Экономического пояса Шёлкового пути» монгольской инициативы «Степного пути». Пока Европа находится в нокдауне от решения британцев, самое время для усиления своих позиций ШОС и БРИКС, говорят аналитики

    Система безопасности

    Быстрая монетизации тревоги

    По статистике ВОЗ каждая третья женщина в мире за свою жизнь сталкивается с насилием, в Америке – каждая пятая женщина сталкивается с изнасилованием или попыткой изнасилования, без учета прочих актов агрессии». Если иметь это в виду, то не так удивительно, что проект производства «кольца безопасности» Nimb собрал за три дня на Kickstarter $100 тыс

    sibnia.ru

    Авиация

    Полетим!

    Правительство утвердило правила субсидированния производителей малой авиационной техники, способной принять на борт до 19 пассажиров. Такие самолеты незаменимы в глубинке. Аналитики перечисляют проекты самолетов региональной авиации, в том числе высокой степени готовности, и таких у нас немало. При этом огромной проблемой является аэродромная инфраструктура в небольших городах. Другая проблема - дефицит средств на закупку самолетов у местных авиакомпаний. Но данное постановление и другие меры обнадеживают, что мы в провинции наконец полетим - как летали кстати еще в 50-60-е годы