Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Барометр падает

«Expert Online» 2016
Артем Коротаев/ТАСС

Предпринимательские настроения в России за прошлый год сильно ухудшились. Об этом свидетельствует федеральный «Барометр «Деловой России»» за 2015 год. Масштабное исследование показало, что, несмотря на расхожее мнение, сильнее всего кризис сказался на крупных и средних компаниях, а не на малом бизнесе. Больше всего бизнесменов беспокоят такие факторы, как «неопределенность экономической ситуации», «высокий процент кредита» и «высокая налоговая нагрузка».

Крупная розница не чувствует уверенности

Ключевые показатели «Барометра «Деловой России» это индекс предпринимательских настроений (ИПН) и уверенности (ИПУ), которые рассчитываются по специальным методикам. В частности, чтобы определить настроения бизнеса были исследованы данные, полученные от руководителей около 31 тысячи малых, средних и крупных предприятий из 80 регионов России.  К малым в ходе исследования  были отнесены компании с численностью сотрудников от 16 до 100 человек, к средним от 101 до 250,  к крупным -- свыше 250.

Как выяснилось в ходе исследования, печальнее всего дела обстоят в розничной торговле, где индексы опустились ниже уровней кризисного 2009 года. Сильнее всего уверенность упала у крупных компаний. Это выглядит неожиданным, так как торговым сетям казалось бы должно быть проще переносить кризис. Однако и настроения малого бизнеса существенно ухудшились.

Данные показатели полностью подтвердили статистику, свидетельствующую о том, что россияне стали меньше тратить, из-за падения доходов и смены модели потребительского поведения, отмечают авторы исследования. Теперь многие стараются не оставлять  свободные средства в магазинах, а отложить их на черный день.

Среди факторов, ограничивающих деятельность крупных и средних промышленных организаций, снижение в 2015 году показал всего лишь один фактор - «конкурирующий импорт». Наибольший рост составил фактор «неопределенности экономической ситуации», увеличившись на 28 п.п. по отношению к 2014 году. Значительный рост произошел по фактору «высокий уровень налогообложения», увеличив свое негативное влияние в 2015 году на 13 п.п. он поднялся выше максимального значения 2009 года на 12 п.п. 912-f.jpg
Среди факторов, ограничивающих деятельность крупных и средних промышленных организаций, снижение в 2015 году показал всего лишь один фактор - «конкурирующий импорт». Наибольший рост составил фактор «неопределенности экономической ситуации», увеличившись на 28 п.п. по отношению к 2014 году. Значительный рост произошел по фактору «высокий уровень налогообложения», увеличив свое негативное влияние в 2015 году на 13 п.п. он поднялся выше максимального значения 2009 года на 12 п.п.

Необеспеченность

В промышленности, напротив, малые предприятия чувствовали себя похуже крупных. А вот в строительстве малому и крупному бизнесу было одинаково неважно.

Общая же картина выглядит так: ИПН и ИПУ в 2015 году сильнее снизились для средних и крупных компаний относительно малых; на 16 п.п. и 9 п.п. соответственно. ИПН по итогам года составил 88,3 пункта для средних и крупных и 87,3 -- для малых компаний.

Неутешительно выглядят и основные экономические показатели 2015 года, по сравнению с 2014-м. Так, по промышленным предприятиям, наибольшую динамику к снижению продемонстрировали: финансовая обеспеченность, общая экономическая ситуация, заказы - снизившись от 7 до 11 п.п. по средним и крупным и от 17 до 18 п.п. – по малым. Рекордное падение на 46 п.п. показало снижение цен реализации по малым промышленным предприятиям. Здесь обновлен минимум 2009 года.

Снизились практически все показатели и в строительстве. В частности, «финансовая обеспеченность» упала на 14 п.п. по малым и 20 п.п. по средним и крупным предприятиям. В розничной торговле наибольшее снижение произошло по показателям «объем продаж», «спрос», значения которых по итогам 2015 года опустились значительно ниже данных за 2009 год -- от 18 до 24 п.п.  Сильное снижение в торговле произошло и по показателям «общей экономической ситуации на предприятиях» и «обеспеченность финансовыми средствами» (здесь снижение от 9 до 12 п.п.). При этом показатели «цены реализации», «численность занятых» снизились не так существенно. Примерно такая же ситуация,  как и в торговле, сложилась в сфере услуг.

Все эти данные, в целом, перекликаются с информацией Росстата и других источников. Однако, помимо прочего,  «Барометр «Деловой России»» пытается докопаться до причин сложившейся ситуации. И это представляет, пожалуй, главный интерес.

Основные экономические показатели по крупным и средним промышленным предприятиям по итогам 2015 года показали динамику к снижению, наибольшее снижение (-11 п.п.) показала обеспеченность собственными финансовыми средствами. 912-pok.jpg
Основные экономические показатели по крупным и средним промышленным предприятиям по итогам 2015 года показали динамику к снижению, наибольшее снижение (-11 п.п.) показала обеспеченность собственными финансовыми средствами.

Нет вектора

В 2015 году по отношению к 2014 году фактор «неопределенности экономической ситуации», увеличившись на 28 и 23 п.п. для средних/крупных и малых предприятий соответственно, занял лидирующее положение по уровню негативного воздействия на развитие бизнеса.

Существенно увеличилось негативное влияние на средние и крупные промышленные компании фактора «высокой налоговой нагрузки» и  фактора «недостаточного объема спроса» (13 и 12 п.п. соответственно). Влияние «высокой налоговой нагрузки» для промышленных предприятий по итогам 2015 года превысило значение кризисного 2009 года на 12 п.п. Для  малых промышленных предприятий большее значение имели «недостаток финансовых средств», «высокий процент коммерческого кредита» и   «недостаточный спрос».

По строительным компаниям, в целом, значительный прирост негатива пришелся на «высокую стоимость материалов». Также предпринимателей беспокоит «неплатежеспособность заказчиков»,  «высокий процент кредита»  и «недостаток финансовых средств».

В розничной торговле наибольшее увеличение показали такие ограничивающие факторы, как «недостаточный спрос», «недостаток финансовых средств», «высокий процент коммерческого кредита». В сфере услуг принципиальными стали «высокий процент коммерческого кредита», «недостаток помещений» и «недостаточный спрос».


Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама