Мир

Москва, 26.08.2016


Германии нужны квалифицированные остарбайтеры

«Expert Online» 01 mar 2016

В Германии сложилась парадоксальная, на первый взгляд, ситуация. С одной стороны, из-за низкой рождаемости немецкая экономика уже начала испытывать проблемы с рабочей силой, которые могут со временем стоить ФРГ статуса первой экономики Старого Света. С другой, похоже, уже ставший хроническим дефицит рабочей силы в стране наблюдается на фоне невиданного наплыва мигрантов, большинство которых составляют мужчины, причем рабочего возраста.

Однин из главных доводов Ангелы Меркель и ее сторонников, защищающих политику открытых дверей для мигрантов, тезис, что приезжие помогут немецкой экономике. Однако здесь при всей несомненной теоретической правильности тезиса имеется много нюансов, делающих его сомнительным.

«Качество нашей жизни в будущем зависит от того, сколько людей будет работать в Германии,- приводит издание Local слова министра труда и общественных дел ФРГ Андреа Налес.- Мы должны мобилизовать весь собственный потенциал, чтобы сделать нашу жизнь процветающей. Однако мы уже знаем, что его будет недостаточно и что нам понадобятся образованные и квалифицированные рабочие из-за границы. Поэтому мы и решили проверить новый метод».

Local сообщает, что немецкие власти запустили в последних числах февраля пилотную систему по приему мигрантов. В основе системы, позаимствованной у канадских и новозеландских коллег, лежит балльная система. Испытательным полигоном новой системы выбрана юго-западная земля Баден-Вюртемберг, центр автомобильной и машиностроительной промышленности.

С осени 2016 года определенное число разрешений на работу на три года будет выдаваться квалифицированным рабочим из стран, не входящих в ЕС. Главными критериями являются знание немецкого языка и высокая квалификация. Система не распространяется на граждан Евросоюза, которые имеют право работать в любой из 28 стран ЕС, в том числе и в Германии.

Наибольшее количество вакансий - 34700, по данным Федерального управления занятости (ФУЗ), в розничной торговле. Металлообработка и строительство нуждаются в 32400 рабочих, а энергетика – в 30600.

Далее в списке ФУЗ автомобилестроение – 29000 человек, медицина – 28800, логистика – 27000, здравоохранение, не относящееся к медицине – 24600, туризм и транспорт – по 23400 и пищевая промышленность - 19900. Дефицит десяти секторов экономики, наиболее нуждающихся в рабочей силе, составляет ок. 300 тыс человек. В Германию же приехало в прошлом году не меньше 1,1 млн человек из Азии и Африки. В этом году правительство ждет еще полмиллиона мигрантов, но к концу года эта цифра, конечно, значительно вырастет. Даже с учетом того, что среди мигрантов немало детей и стариков, их должно вполне хватить, чтобы избавить немецкую экономику от дефицита рабочей.

Увы, не все так просто. Во всех выступлениях немецких чиновников и документах красной нитью проходит мысль, что Берлину нужны квалифицированные рабочие. Мало того – они должны свободно говорить на немецком языке. Эти основные требования резко, в разы, снижают численность подходящих кандидатов.

Можно вспомнить, как пару месяцев назад директор мюнхенского Центра Ifo Людгер Вобман сетовал на низкую квалификацию подавляющего большинства прибывающих мигрантов. Многим придется днем заниматься на курсах интенсивной профессиональной подготовки, а по вечерам зубрить немецкий язык. При этом уверенности в том, что через несколько месяцев они получат квалификацию и смогут свободно изъясняться на немецком языке, все равно нет. Дело в том, что слишком сильно отличаются образование в Германии и в азиатских и африканских странах, откуда едут мигранты. В ОЭСР, к примеру, утверждают, что в довоенной Сирии уровень знаний 8-классника соответствовал уровню знаний немецкого третьеклассника.

Так что все надежды Ангелы Меркель и экономистов, что мигранты займут пустующие рабочие места, могут оказаться несбыточными.


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте



Реклама

AdRiver

26 октября 2016 года. Форум «Эксперт-400»

«Драйверы экономического роста России в настоящее время»



Реклама



Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Добавленное зло

Текущий кризис в российской экономике — следствие действующей налоговой системы, и главную роль здесь играет НДС. Этот налог делает невозможной модернизацию производства. Более того, государство, используя НДС, ежегодно работает себе в убыток


Zuma\TASS

Глава ФРС запуталась

Выступление главы ФРС США Джанетт Йеллен на симпозиуме глав центробанков в Джексон Хоул не внесло ясности относительно сроков повышения ставки американским регулятором

FORUM

Меркель здесь, Меркель там…

Евросоюз выстоял, но крепче не стал. Напротив, после выхода Британии из объединенной Европы он стал еще более раздробленным и разделенным на блоки и группы: Запад, кооперирующийся по большинству вопросов с Севером, и Восток, который все чаще занимает одинаковую позицию с Югом. Любопытно, что южно-европейская группа может оказаться очень сильной, потому что президент Франции Франсуа Олланд уже изъявил желание принять в ней участие.

Zuma\TASS

Международный бизнес

Uber в красной зоне

Убыток сервисной компании Uber за первое полугодие составил $1,27 млрд. Руководство называет основной причиной низких показателей масштабный демпинг и компенсации водителям такси

Денис Абрамов/ТАСС

Туризм и отдых

Пора на воды

На заседании Госсовета с участием президента Владимира Путина в Белокурихе в пятницу обсуждают проблемы санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. Владимир Путин поручил правительству создать благоприятную инвестиционную среду в этой сфере, а также разработать к марту 2017 года стратегии ее развития. Для развития отрасли необходимо найти новые формы партнерства государства с частным бизнесом, считают эксперты

ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

«Сила Сибири» выдерживает график

Глава «Газпрома» и посол КНР в РФ обсудили развитие российско-китайских отношений в газовой сфере. Стороны подтвердили полное соблюдение графика реализации проекта поставок газа по «восточному» маршруту. Вместе с тем, эксперты отмечают, что при нынешней конъюнктуре цен на газ небольшое промедление с прокладкой трубопровода было бы даже полезным, но у российской компании такой возможности нет