Москва, 28.08.2016


Российский турист снова в цене

«Expert Online» 09 mar 2016
ZUMAPRESS.com

Несмотря на старания иностранных государств, лидером туристического сезона-2016 станут российский юг и Крым

Хочешь солнце вместо лампы

Формирование летнего турпотока происходит на фоне беспрецедентного спроса на краснодарские курорты и жесткой конкуренции пляжных стран за российского туриста.

Вопросы отдыха населения за рубежом оказались в центре внимания федеральных законодателей и чиновников.

— Прекращение туристического сотрудничества России сначала с Египтом, а потом и с Турцией перед началом нового высокого туристического сезона привело с одной стороны — к новым вызовам и возникновению неудовлетворенного спроса, с другой — к обострению конкуренции зарубежных курортных направлений за российских туристов, — заявил глава Рос­туризма Олег Сафонов. — Людям должен быть доступен качественный и безопасный продукт за рубежом. Решением этой задачи являются либерализация визовых отношений и развитие чартерных программ.

В качестве основных потенциальных турнаправлений для РФ глава ведомства назвал Болгарию, Кубу, Китай, Израиль, Грецию, Иран, Вьетнам, Таиланд и Марокко. С этими странами Ростуризм в приоритетном порядке развивает двухстороннее сотрудничество: проведены переговоры с туристическими властями, есть договоренности о мерах по удешевлению турпутевок и авиаперелетов, об упрощении процедуры получения виз или их отмене. В пример Олег Сафонов привел Болгарию, которая готова снизить стоимость виз для российских туристов, а детям до 16 лет выдавать их бесплатно. Болгария также упростит визовые процедуры и не будет в этом году проводить процедуру дактилоскопии.

— У россиян появилась возможность получить срочную визу — за 48 часов, — дополнила российского коллегу министр туризма Болгарии Николина Ангелкова. — Мы также рассчитываем увеличить число чартерных рейсов из России, в том числе из Екатеринбурга, Челябинска и Уфы. Прогнозы по летнему сезону оптимистичны — российские туроператоры ожидают 30-процентного роста числа отдыхающих.

Черноморские курорты этой страны летом 2015 года недосчитались около 200 тыс. российских туристов: ее посетили 480 тыс. жителей РФ.

На этой же дискуссионной площадке представитель посольства Кубы в МосквеЭдильберто Ривелон Леон заявил, что его страна обладает резервами для снижения цен для российских путешественников: «Уровень турпотока из России держался на отметке 70 тыс. туристов в год, в 2015 году показатель сократился до 43 тыс. человек, ситуацию можно поправить за счет уменьшения цен».
 
Кому достанется массовый российский путешественник?

Пожалуйста, не умирай

Во второй половине февраля Греция, Вьетнам, Сербия, Марокко, Испания и Кипр заявили об ожидаемом увеличении турпотока из РФ. Греция потеряла прошлым летом 60% российских путешественников: всего около полумиллиона человек вместо 1,16 миллиона годом ранее. Сейчас южноевропейское государство наращивает количество центров по приему заявлений на выдачу виз (работают в 20 городах): для расширения визовой службы в РФ командированы опытные сотрудники из греческих министерств иностранных дел и защиты граждан. Еще один важный шаг — греческие консульства стали выдавать трехлетние мультивизы в рамках перекрестного года культуры двух стран (официально стартует 11 марта в Афинах). Дипмиссии обещают оформлять документы в «максимально короткие сроки». Сейчас с российскими тур­операторами — Coral Travel, Pegas Touristik, Анекс тур и Tez Tour — власти страны обсуждают возможность добавления новых рейсов из РФ в апреле, мае и октябре.

Представители туристической отрасли Вьетнама намерены привлечь к работе на выездном рынке России туроператоров, которые раньше сотрудничали с Турцией, так как «они умеют работать с большим количеством туристов». Заместитель председателя Вьетнамской туристической ассоциации Ву Тхе Бинь также сообщил о готовности представителей турбизнеса снизить цены для российских туристов. Ожидания — 400 — 500 тыс. россиян в год. Сербия акцентирует внимание на безвизовом режиме с Россией: это дает ей повод надеяться на приезд 200 — 300 тыс. человек. На такие же цифры рассчитывает и Марокко. Условия для старта другие, в прошлом году там побывало всего 30 тыс. россиян, но и на рек­ламную кампанию Марокко не скупится.

— Власти Марокко собираются потратить в 2016 году около 2 млн долларов на рекламу в РФ туристического продукта, — рассказал директор Национального офиса по туризму Марокко в России Самир Соусси Риах. — Пока россияне не очень хорошо знают, как можно у нас отдыхать. В Марокко ежегодно приезжают более 10 млн туристов со всего мира. Основную часть гостей составляют французы, не менее 4 миллионов. Для них это то же, чем была Турция для россиян. На их фоне турпоток из России выглядит не очень внушительно. В самом успешном 2013 году в Марокко из РФ приехало лишь 50 тыс. туристов. После ухода с российского туристического рынка Египта и Турции многие страны начали суетиться, и Марокко не останется в стороне. Марокканские
отели готовы перейти на систему «все включено» только ради российских туристов. Сейчас в таком формате работают не более половины отельеров. Мы подписываем соглашение с туроператорами, которые ставят чартерные рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Авиакомпания Royal Air Maroc запускает прямой рейс из Москвы в Агадир, который считается главным курортным центром страны.

Большие ожидания у туроператоров и в отношении Кипра. По итогам 2015 года Кипр принял почти 525 тыс. туристов из России, потеряв по сравнению с 2014 годом 17,6% турпотока. Тем не менее русский рынок остался для Кипра вторым по объему турпотока после британцев (более 1 млн туристов). Ценовая политика сравнима с прошлым годом, а бронирование на лето идет довольно активно, в первую очередь пользуются популярностью виллы и апартаменты на длительный срок, говорят туроператоры.

Вслед за Аэрофлотом о постановке рейсов на Кипр объявили «Уральские авиалинии», а также лоукостер «Победа», который собирается летать в летний сезон в Пафос и Ларнаку. Согласно приказу Росавиации от 26 февраля о допусках на выполнение международных регулярных и чартерных рейсов, еще несколько авиакомпаний получили возможность совершать перелеты из городов Большого Урала в Ларнаку. Например, «Северный ветер» (основной заказчик рейсов — Pegas Touristik) будет летать на один из крупнейших курортов Кипра на регулярной основе из 16 городов, в том числе из Екатеринбурга, Перми, Уфы и Челябинска.

В середине февраля Росавиация также выдала допуски на чартерные рейсы в Болгарию и Испанию. Основной объем перевозки будут выполнять авиакомпании, аффилированные с тремя крупнейшими тур­операторами — Coral Travel («Роял Флайт»), Pegas Touristik («Северный ветер» и «Икар») и «Анекс Тур» («Азур Эйр»). «Северный ветер» и «Икар» будут летать в Бургас из Екатеринбурга, Уфы и Челябинска. У «Азур Эйр» в ассортименте практически аналогичные маршруты, но при этом авиакомпания будет возить из Екатеринбурга еще и в Варну. «Ройял Флайт» расширяет испанскую линейку. Авиакомпания будет летать в Барселону из Екатеринбурга, Перми, Уфы, Тюмени. «Азур Эйр», помимо этих же городов, получил допуски на полеты в Барселону из Челябинска.

Ты, конечно, сразу в рай

По оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), объемы продаж по акциям раннего бронирования (РБ) превышают прошлогодние показатели на 20 — 60% в зависимости от направления. Наибольший интерес туристы проявляют к отдыху в Греции, Болгарии, Испании и Черногории. Скидки на эти направления в рамках акций РБ в зависимости от страны и условий тура составляют до 40%. Прогнозы, что эти страны будут рассматриваться в качестве альтернативных Египту и Турции, сбываются, отмечают аналитики АТОР. Об этом говорит и проведенный ассоциацией опрос участников рынка.

— Туристы, запрашивающие бюджетные туры, ограничены суммой на отдых около 150 — 200 тыс. рублей на семью, — рассказала АТОР директор по продажам туроператора «Русский Экспресс» Светлана Дроздова. — Много запросов в рамках стандартных туров поступает на перелеты на регулярных рейсах.

— Уже в начале февраля лидером спроса на лето у туристов TUI Россия стала Болгария (более 60% бронирований), вместе с ней россияне стараются выгодно забронировать лучшие отели в Греции (более 15%) и на Кипре (более 15%), ассортимент которого пополнится этим летом турами на курорт Пафос, — сообщила директор по продажам TUI Россия Наталья Смирнова. — Популярность Болгарии объясняется тем, что на данный момент она является одной из альтернатив Турции в плане детского и семейного отдыха, позволяет сэкономить на тратах внутри страны, благодаря тому, что валюта Болгарии — левы. У этой страны есть все шансы стать фаворитом лета. Пока объем и глубина продаж не очень большие из-за высокого курса валют, но бронирований намного больше, чем в начале 2015 года.

Несмотря на старания иностранных государств, лидером туристического сезона-2016 станут российский юг и Крым

— Подводить итоги РБ пока рано, но уже сейчас ясно, что заявок в разы больше по сравнению с прошлым годом, — отмечает директор департамента маркетинга, продаж и работы с агентствами ICS Travel Group Валерия Романенкова. — В основном, конечно, это наши базовые, хорошо известные туристам и агентам отели. Есть заявки на отели 4-х и 5-ти звезд, но преимущественно бронируются туры с экономичным размещением в трехзвездочных отелях. Наиболее популярны туры на неделю и 10 — 11 ночей. Глубина бронирований по акции — до конца сентября.
 
— В связи с изменениями на туристическом рынке на первое место по запросам клиентов выходят Греция и Италия, а также азиатские направления — Хайнань (курорт Санья), Пхукет, Бали и Индонезия в целом, Мальдивы, Пунта Кана, Маврикий, — анализирует рынок коммерческий директор туроператора Club Med (торговая марка французской компании Club Mediterranee — международного туристического оператора) Ольга Арбауи.

— Темпы продаж по РБ приятно удивили. У нас давно идут продажи по Греции, а также нашему новому направлению — Кипру. Совершенно очевидно наметилась положительная динамика роста с превышением прошлогодних показателей, — рассказал гендиректор компании Mouzenidis Travel Александр Цандекиди. — Например, к концу прошлой недели рост продаж составил около 20% в сравнении с прошлым годом. И динамика улучшается. Греция отчасти стала альтернативой направлениям, которые сейчас недоступны российским туристам. Также немаловажен тот факт, что греческая виза — самая лояльная в Европе.

Mouzenidis Travel объявила о выполнении прямых регулярных рейсов по маршруту Пермь — Салоники греческой авиакомпанией Ellinair (собственный авиаперевозчик Mouzenidis Group). Полеты будут выполняться с 26 мая авиалайнером Boeing 737-300 вместимостью 148 кресел.

В «Натали Турс» стартовали продажи туров в Израиль. Российский оператор предлагает пляжный отдых в Эйлате, Нетании, на Мертвом море. Компания также рассчитывает сохранить на прошлогоднем уровне объемы по Испании. «Мы объективно понимаем, что Испания не является оптимальной заменой Турции и Египту, — сообщил президент “Натали Турс” Владимир Воробьев. — Здесь меньшее количество клубных отелей, дальше перелет, необходимо получать визу и т.д. Но у Испании есть свой клиент, и он никуда не делся. Из Екатеринбурга этим летом будем летать в Испанию на рейсах “Уральских авиа­линий”».

Туроператоры активно наращивают предложения. Компания Coral Travel добавила к своим греческим направлениям курорты Закинф, Пелопоннес и Халкидики. Полетные программы стартуют в конце мая. На Закинф и Пелопоннес два раза в неделю будет летать авиакомпания Royal Flight, на Халкидики в том же режиме — «Уральские авиалинии». Кроме того, тур­оператор вышел на новое для себя направление — Кипр. Портфель Tez Tour с 1 марта пополнился новым направлением — Латвией, а к началу летнего сезона 2016 года будет дополнительно увеличен за счет Эстонии, Литвы, Белоруссии. По словам специалистов компании, сегодня востребованы туры стоимостью до 35 тыс. рублей, продолжительностью семь дней, с перелетом на регулярных рейсах, поэтому в списке популярных стран все чаще оказываются страны Восточной Европы и СНГ, которые предлагают конкурентоспособные цены для российского рынка. Наибольшим спросом будут пользоваться сити-туры в Ригу, отдых на побережье Балтийского моря в СПА-отелях Юрмалы.

А я не думаю, что тоже

Несмотря на старания иностранных государств, лидером туристического сезона-2016 станут российский юг и Крым, не сомневаются участники рынка. По их оценкам, эти направления занимают до 70 — 80% от общего объема бронирований (на территории Урала и Западной Сибири). Поток в Сочи, Анапу, Геленджик, Симферополь может вырасти на 30% за счет туристов, которые переориентируются с турецкого и египетского на отечественный отдых.

По словам заместителя генерального директора НТК «Интурист» Сергея Толчина, раньше турагентства были в основном ориентированы на выездной туризм, сейчас настроения изменились:

— Если брать сегмент организованного туризма, то турпоток в Крым и Краснодарский край вырастет в разы. Общий рост по Краснодарскому краю мы прогнозируем на уровне 15%, по Крыму — 20%. Это по оценкам бизнеса. Спрос на внутренние направления есть, и надо ему соответствовать.

Для TUI Россия грядущий сезон станет первым по работе на рынке внутреннего туризма. Директор по продукту и операционной деятельности TUI Россия Вера Ампилоговаубеждена, что популярность внут­реннего туризма возросла, в том числе и по причине нестабильности рубля:
«В этом году РБ туров на лето особенно актуально для направления Сочи, ведь цены там не будет колебаться в зависимости от курса, а места в отелях, тем более all inclusive — могут быть уже недоступны “в последнюю минуту”».

— Спрос на Крым и Краснодарский край огромен и покажет рост по отношению даже к прошлому году, — подтверждает тенденцию исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. — Причем впервые это распространяется и на Анапу. Сочи и Крым — безусловно, но максимум запросов касается Анапы. Раньше этим занимались компании, имеющие турецкие корни, но они могут прекратить работу в любой момент и не дожить до лета. Вероятно, останется от двух до пяти операторов, которые поделят между собой все. Этот процесс еще не закончился, и все квоты на размещение не распределены.

— Крым и Краснодарский край показали прирост уже в 2015 году, — анализируют специалисты компании «Мультитур». — Крым — плюс 49%. Увеличению потока туристов способствовал запуск большего количества авиаперелетов по сравнению с 2014 годом. В Краснодарском крае рост составил 2%. При этом Анапа, например, вообще показала спад, причиной тому были завышенные цены, которые практически приблизились к ценам на проживание в Сочи. Сам же Сочи в 2015 году показал стабильный рост — 11%.

Гендиректор «Мультитура» Дмитрий Шаров поделился с АТОР аналитикой этого года:

— Большинство объектов в Краснодарском крае в этом году не поднимали цены, сохранив прошлогодний уровень. Отельеры Крыма увеличили ценник в среднем на 15%. Пока критического завышения цены мы не видим, и туристов этот факт не отпугивает. Тем не менее четко прослеживается тенденция уравнивания цены на отдых в Крыму и Краснодарском крае. Думаю, такой подход не совсем оправдан, учитывая разницу уровня туристской инфраструктуры двух регионов. Все больше туристов стремится найти в России альтернативу зарубежному отдыху. Тем, кому необходима система питания «все включено», первая линия, анимация, мы рекомендуем обратить внимание на курорты Краснодарского края. Крым пока отвечает этим запросам в меньшей степени.

— Прошлым летом около 600 тыс. туристов выбрали отдых по системе аll inclusive на российских курортах. Положительный опыт есть в отелях Анапы и Сочи, — рассказал вице-президент, руководитель транспортного комитета АТОР Дмитрий Горин. — Мы надеемся, что этим летом число таких отелей увеличится. При этом ряду регионов России, в том числе Крыму, пока не хватает развитой инфраструктуры и отелей для принятия большего числа туристов.

— Около 30% туристов возвращаются с российских курортов недовольными, — поделился наблюдениями Сергей Толчин. — Для сравнения, доля неудовлетворенных отдыхом за границей втрое ниже — 10%. Вопреки распространенному мнению, большинство претензий связано не с тем, что хромал сервис отеля, хотя и такое бывает. Туристы разочарованы, так как попали не туда, куда хотели, и получили не то, на что рассчитывали. А это — уже недоработка тех, кто продал клиентам такой отдых.
 
О полноценной замене выбывших Турции и Египта российскими курортами можно будет только после подтягивания качества отелей и сферы обслуживания, соглашаются участники рынка. — Нужно знать российский продукт, и чем лучше мы его изучим, тем будет лучше и для нас и для туриста. Тот, кто отказывается от продаж России, теряет клиента, — подводит итоги Сергей Толчин. — Да, продавать Россию тяжело, но мы уверены, что этот летний сезон состоится, и нам нужно к нему хорошо подготовиться. 

Справка:
С сентября 2015 года в Евросоюзе действует директива ЕС по дактилоскопии при выдаче виз. С 14 сентября россияне обязаны сдавать отпечатки пальцев и делать цифровую фотографию для оформления краткосрочных шенгенских виз. Эта процедура требует обязательного личного присутствия заявителя в визовом центре. 

Хочешь за окошком Альпы

Основным трендом зимнего сезона стал курс на бюджетный выбор. Популярные европейские направления сохранили свою премиальную аудиторию, а вот количество туристов со средним доходом уменьшилось. Безусловным лидером предпочтений россиян при выборе горнолыжного отдыха на родных просторах этой зимой стал Сочи. Наиболее востребованы туры на курорт Красная Поляна — в отели и апартаменты, продолжительность 3 — 4 ночи, средняя стоимость от 11 тыс. рублей на человека. По данным пресс-службы «Национального туроператора АЛЕАН», помимо лидирующего Сочи, активный поток туристов отмечен на курорты Башкирии — Абзаково и Банное.

По оценке большинства туроператоров, сокращение объема продаж на основных направлениях — Италии, Франции, Австрии, Швейцарии — составило в этом сезоне от 20 до 30%. Меньше всего «упала» Италия.

Не кота в мешке

Руководитель екатеринбургского офиса продаж Pegas Touristik Ярослава Платонова:

— Сейчас у туристов вызывают интерес Греция, Кипр, Болгария. Чуть меньше — Испания, поскольку этот курорт всегда был выше в цене. Есть заинтересованность и в нашем юге, но уровень сервиса отелей смущает всех — от турагентов, которым нужно продать не «кота в мешке», до самих туристов, которые привыкли к более комфортным условиям отдыха. Хороших пятизвездочных отелей с питанием типа турецкого all incluisive в России нет. Если рассматривать достойные отели с трехразовым питанием на побережье Краснодарского края, то за эти же деньги можно отдохнуть в Греции, правда, не в самый разгар сезона. Например, Крым в июне на «все включено» гостиница пять звезд на двоих на неделю получится 139 тыс. рублей, это сопоставимо с ценами туров на греческие курорты.

Директор компании «Макс Тур» (Екатеринбург) Елена Рогожина:

— Я ориентирую своих туристов на Кипр, Испанию и Болгарию. В этом году, как и в прошлом, спросом будут пользоваться Абхазия и курорты Краснодарского края. При этом мы понимаем, что европейские курорты могут предложить хорошие отели за деньги, сопоставимые со стоимостью российских гостиниц на Черноморском побережье, которые пока проигрывают зарубежным конкурентам. Продажи по акциям раннего бронирования не достигли прошлогодних показателей. Многих останавливает нестабильность курса доллара, другие ждут горящих туров, и они обязательно будут, вероятно, на Кипр и в Испанию.

Генеральный директор Челябинского бюро международного туризма «Спутник»Людмила Мосина:

— Количество желающих отдохнуть в Краснодарском крае и Крыму приросло на 15% по сравнению с прошлым годом. Стоимость поездок на российские курорты существенно отличается от цен на путевки в Болгарию и Кипр, например. Сейчас они очень дороги, а съездить на наш юг можно от 18 тыс. рублей. Соотношение цены и качества сейчас оптимально. После завершения акций раннего бронирования цены вырастут на 25 — 30%. Вот тогда баланс между стоимостью и качеством будет нарушен.

Вернись, я все прощу

28 ноября 2015 года президент РФ подписал указ об ограничительных мерах в отношении Турции, согласно которому был введен запрет как на чартерные перевозки в Турцию, так и на реализацию туроператорами и турагентствами туристического продукта в эту страну. Причина — трагедия с российским бомбардировщиком Су-24, сбитым турецкими ВВС над сирийской территорией. До этого были приостановлены полеты российских самолетов в Египет до выяснения причин авиакатастрофы российского лайнера А321 над Синаем, в результате которой погибли 224 человека. Позднее глава ФСБ Александр Бортников заявил, что причиной крушения был теракт.

Египет и Турция были самыми популярными направлениями выездного туризма среди россиян. В прош­лом году Египет потерял около 600 млн долларов от ухода российского туриста, получив 1,9 млрд долларов дохода вместо 2,5 миллиарда в 2014 году. За минувший год турпоток сократился примерно на 700 тыс. человек (на 24% к уровню 2014 года): в Египте побывало 2,4 млн россиян. При этом, как отмечают в Минтуризма Египта, несмотря на сильную волатильность российского рубля, до катастрофы над Синаем, после которой авиасообщение с Египтом было приостановлено, спад турпотока из РФ в 2015 году был небольшим. В Ассоциации туристических палат Египта считают, что в ближайшее время российские туристы вернутся в страну, и Египет снова приобретет значительную долю российского туристического рынка. 23 февраля министр туризма Египта Хишам Заазуа заявил, что авиасообщение между Египтом и Россией вскоре восстановится: «Есть обнадеживающие новости, точной даты восстановления полетов у меня пока нет, но уверен, что они вернутся в ближайшее время». Ранее вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщал, что уже в первой половине текущего года аэропорты Египта смогут выполнить все рекомендации по безопасности, которые дали российские эксперты. При возвращении Египта на рынок доля туров в Крым и Краснодарский край резко уменьшится, прогнозируют эксперты.

Январские мотивы

Из топ-10 стран, самых востребованных у россиян по запросам на туры, в январе 2016 года выбыли Турция и Финляндия. Абхазия продолжает победное движение к тройке лидеров. В десятку популярных направлений вернулась Греция и впервые вошла Доминиканская республика, оценивает Аналитическая служба АТОР.

Спрос россиян на туры напрямую зависит от экономической ситуации. Очередное ослабление рубля привело в январе 2016 года к сокращению количества запросов пользователей поисковой системы Яндекс. Наши соотечественники на 6,8% меньше искали путевки, чем в декабре 2015 года, и на 27% меньше, чем в январе 2015 года. Также валютные колебания привели к тому, что приобретать летний отдых на российских курортах наши соотечественники стали уже в январе, опасаясь, что не успеют забронировать желаемые отели. На 117% увеличилось количество запросов на туры в Анапу, на 59% — в Крым, на 44% — в Сочи и на 32% на Байкале.

Лидером топ-10 январских запросов на отдых среди направлений выездного туризма стал Таиланд, около 17,5% искали туры именно в эту страну (+23% к декабрю 2015). Вьетнам сохранил второе место, его показатели выросли на 11,5% по сравнению с предыдущим месяцем. Третью строчку занимает Индия (+8%). Небывало высокий интерес к Абхазии в январе 2016 года к декабрю вырос еще на четверть, в итоге доля страны на выездных направлениях составляет более 6%. Абхазия была наиболее востребована у жителей Пермского края (172%), Свердловской области (150%). Самый популярный по запросам курорт — Гагра (+68% к декабрю). Положительную динамику продемонстрировал и Египет, туры туда запрашивали на 15% чаще, чем в декабре. Израиль сохранил шестую позицию в рейтинге популярности, хотя в январе туры в эту страну искали на 11% чаще, чем в предыдущем месяце. 8-е место в топ-10 занял Китай (+2% запросов к декабрю), а вот Италией интересовались на 27% чаще, чем в декабре. 


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте



Реклама

AdRiver

26 октября 2016 года. Форум «Эксперт-400»

«Драйверы экономического роста России в настоящее время»



Реклама



Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика

Доросли до банков

Сектор финансовых технологий переживает не лучшие времена: скоро станет ясно, превратятся ли онлайн-кредиторы в банки или смогут выжить, трансформировав свой бизнес

Новый бизнес

Учение с увлечением

— Дайте совет: что, по-вашему, нужно, чтобы выйти на рынок? — Нужно определить целевую аудиторию, выяснить, где она обитает, отыскать самые дешевые способы массово познакомить их со своим продуктом и тратить на это деньги.

Путешествие молекулы из Америки в Россию

Глобализация биотеха позволяет стартапам экономически эффективно мигрировать по всему миру: американский проект получил прописку в Москве благодаря международному сотрудничеству венчурных инвесторов, фонда «Сколково» и Минпрома

Zuma\TASS

Глава ФРС запуталась

Выступление главы ФРС США Джанетт Йеллен на симпозиуме глав центробанков в Джексон Хоул не внесло ясности относительно сроков повышения ставки американским регулятором