Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Автосервисы: игра на выбывание

«Expert Online» 2016
ITAR-TASS Рюмин Александр

В ближайший год число игроков на рынке авторемонтного бизнеса в России может сократиться более, чем вдвое. И это при том, что общие объемы автосервисных услуг в кризис не только не сокращаются, но наоборот – заметно растут.

Странно, но их слишком много

Более 50 тыс. компаний в России сейчас связаны с услугами по ремонту и обслуживания автомобилей. Об этом говорят данные недавнего исследования компании «Австостат». Из них 9% -- это официальные дилеры, 33% -- независимые станции технического обслуживания (СТО) и 58% -- узкоспециализированные предприятия (автомойки, тюнинг-ателье, станции по кузовному ремонту, по ремонту электрики, двигателей и пр.).

Весь этот рынок в ближайшее время ждет серьезная трансформация: вероятно, что число игроков на нем может снизистя более, чем в два раза. «Недавно мы провели исследование, которое показало, что сейчас в России автосервисов больше в 2,5 раза, чем это нужно рынку. Поэтому те, кто не смогут подстроиться под нынешние условия выжить не смогут», -- заявляет Николай Янковский, руководитель группы развития сети «Бош Авто Сервис» в России.

Авторемонтный бизнес в России сейчас оказался под воздействием двух ключевых факторов. Хорошие новости для этого сектора услуг заключаются в том, что даже при замедлении продаж новых автомобилей, автопарк в стране все же продолжает увеличиваться, причем внушительными темпами (даже при самом неблагоприятном раскладе в РФ будут продаваться как минимум один миллион автомобилей в год). И весь этот прибывающий автопарк нужно обслуживать. Одновременно многие из тех, кто собирался приобретать новый автомобиль, сейчас из-за финансовых трудностей откалыдывают покупку и продолжают ездить на своих старых машинах. А законы физики никто не отменял – любые транспортные средства требуют в процессе эксплуатации обслуживания и ремонта, особенно это касается стареющих машин.

Рост спроса на автосервисные услуги подтверждает и статистика: по данным аналитической компании «Автостат», если в 2012 г. объем этого рынка (без учета продажи запчастей) составлял в примерно 300 млрд руб., то в ушедшем году он превысил отметку в 500 млрд руб. То есть за последние три года рынок увеличился более, чем в полтора раза, и в этом году, даже несмотря на кризис, общий объем авторемонтных услуг, по прогнозам, вырастет на 15 – 20%.

Сложно недорого

В у потребителя сильно усилилось желание экономить на обслуживании своей машины. Но растрастут запросы на сложной квалифицированный ремонт - прежде всего в связи с тем, что конструкция современных автомобилей усложняется. Получается, на рынке выживет тот, кто сможет делать квалифицированную и качественную работу по доступным ценам.

 

Особенно сложная ситуация сложилась в отношении автосервисных услуг официалных дилеров, от которых сейчас наметился особенно значимый отток клиентов. «Те клиенты, которые в своем парке эксплуатируют новые транспортные средства и стремятся сохранить гарантию, вынуждены обслуживать свои автомобили у официальных дилеров, -- говорит Дмитрий Иевлев, генеральный директор транспортного парка логистической компании «ПЭК». -- Но когда у машин заканчивается гарантийный период, владельцы авто обращают свое внимание на независимые сервисы. На сегодняшний день они находятся в более выигрышном положении, чем официальные дилеры».

Первая причина более доступных цен на услуги неофициальных сервисов – это более выгодные предложения на запчасти. «Основное преимущество независимых сервисов – это возможность использования неоригинальных запчастей, -- говорит Александр Дьяконов, директор по транспорту компаии FM Logistic. -- Учитывая, что неоригинальные запчасти значительно дешевле и зачастую не уступают в качестве, независимый сервис становится наиболее интересен в условиях кризиса».

Использовать только оригинальные запчасти автодилерам велят автопроизводители, которые даже в условиях кризиса не спешат отменить эти правила. Ну а вторая причины дороговизны сервиса официальных дилеров – это сам подход к ремонту и обслуживанию автомобилей. «Возьмем простой пример с шиномонтажом. Никто даже не подумает с проколом колеса ехать в официальный сервис, который не ремонтирует проколы, а рекомендует заменить всю шину, -- объясняет Дмитрий Воеводин, начальник отдела логистических операций DPD в России. -- Российский менталитет еще долго будет вести владельцев в «гаражный сервис», потому что «агрегатный» подход делает официальные сервисы менее привлекательными в цене».

Дяде Васе уже хватит

Впрочем, не стоит однозначно заявлять, что в ближайшее время клиент автосервисов, побросав «официалов» ринется в своем большинстве в «теневые» гаражные мастерские, доля которых на российском авторемонтном рынке и так весьма велика: по оценкам «Автостата», объемы такого рода теневых услуг, а также стоимостная оценка работ самих автовладельцев по ремонту своих машин, в совокупности достигают уровня 140 млрд руб. Это примерно равно четверти объема официального рынка автосервисных услуг.

Но «гаражи от дяди Васи» вряд ли будут пользоваться возрастающим спросом - повторимся, в связи с тем, что конструкция современных автомобилей усложняется, и они все больше требуют квалифицированного ремонта. Вероятнее всего, на подъеме в ближайшее время окажутся крупные и средние независимые автосервисы, которые смогут предлагать клиентам высокопрофессиональный уровень услуг за доступную цену.

Не исключено, что в ближайшем будущем в авторемонтном бизнесе будет повышаться и значчимость новых технологий. Например, многие прочат большое будущее новому телематическому оборудованию, которое будет в автоматическом режиме следить за автомобилем и предупреждать серьезные поломки. В этом случае с авторемонтной станции будут звонить клиенту и сообщать, что ему рекомендуется в ближайшее время заехать на сервис, так как электроника автомобиля сама сообщила о возможной скорой поломке, скажем, сцепления или коробки передач.

Или же, уже сейчас спросом начинают пользоваться новые веб-сайты и мобильные приложения, работающие по принципу аукциона между автосервисами. Здесь клиент может выставить запрос на проведение определенного типа ремонтных работ, и право их выполнить получит тот автосервис, который согласиться выполнить такой ремонт по более привлекательным расценкам.


Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ

    Банк начал продажи кобрендинговой карты AlfaTravel, которая позволяет не только копить мили, но и получать целый комплекс услуг в путешествии. С помощью этой карты Альфа-банк рассчитывает дополнительно привлечь обеспеченных клиентов

    Хорошая крыша не роскошь

    Из тысячи обследованных крыш в построенных зданиях - лишь два процента не нуждаются в ремонте крыши

    Как компании повышают престиж рабочих профессий

    Дефицит рабочих специальностей в регионах – давняя проблема российской промышленности. Сегодня компании сами задают новый тренд в развитии экономики – повышают привлекательность рабочих профессий

    Современная программа лояльности: трансформация

    Неценовые активности помогают ритейлерам "встряхнуть" рынок. Сеть продуктовых магазинов "Магнит" - запустила новую программу лояльности "С любовью от Роналдиньо"


    Реклама