КАМАЗ лидирует, японцы в погоне

На чем-то надо возить

По подсчетам аналитического агентства «Автостат», по итогам июня рынок новых грузовых автомобилей в России показал прирост: всего в стране было продано 4,1 тыс. единиц грузовой техники, что на 2% больше, чем в июне прошлого года. И хотя прирост продаж сам по себе довольно небольшой, внушает оптимизм то, что он наблюдается третий месяц подряд: в апреле этого года увеличение реализации грузовиков в стране составило весомые 14%, в мае – 8,2% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.

Во многом наблюдаемый прирост продаж грузовой техники связан с так называемым эффектом низкой базы – в прошлом году рынок грузовиков упал очень ощутимо: почти на 50%. Однако участники рынка говорят все же о явном оживлении потребительского спроса: коммерческие организации, являющиеся потребителями грузовой техники, уже больше не могут откладывать обновление своих автопарков, которые являются инструментом развития их бизнеса. «Многие предприятия приостановили обновление парка грузовых автомобилей в 2014 году, когда экономика показала существенные признаки рецессии. Совсем не приобретать автотранспорт несколько лет подряд компании не могут, поэтому на рынке сейчас происходит отскок, как реализация отложенного спроса», -- говорит Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М».

Фантастика в В2С

Лидером грузового рынка по-прежнему остается российский КАМАЗ, на долю которого приходится 38% от общего объема продаж. У ведущего российского производителя грузовиков дела сейчас идут хорошо: в июне прирост продаж существенно обогнал среднерыночные показатели: КАМАЗ в первый летний месяц реализовал 1,6 тыс. авто, что на 15,5% больше, чем год назад (см. таблицу). «Перевозчики стали покупать конкурентоспособные машины, в том числе отечественного производства, взамен устаревшей техники, -- комментирует Важа Такидзе, заместитель генерального директора  транспортного парка логистической компании «ПЭК». -- На мой взгляд, рост продаж КАМАЗа связан с появлением на рынке модели КАМАЗ-5490, которая собрана на агрегатах «Мерседеса». Цена, фактически, за грузовик иностранного производства, очень заманчивая».

На втором месте в продажах грузовиков располагается другой отечественный бренд – ГАЗ, у которого динамика продаж развивается не столь удачно: по итогам июня производитель из Нижнего Новгорода продал 653 автомобиля, что на 17,3% ниже прошлогодних показателей. «ГАЗ пока ничем новым и конкурентоспособным в классе грузовиков не радует. Модель «Газон Некст» пока технически не может составить конкуренцию иностранным производителям, хотя цена и перевешивает чашу весов в его сторону, -- продолжает Важа Такидзе.

Замыкает тройку лидеров белорусский МАЗ (269 шт.; +1,1%). А из иностранных марок наиболее успешно сейчас развивается в России японская марка Isuzu: в июне она вырвалась четвертое место в рейтинге продаж (209 шт.), показав почти фантастический прирост в 90%. В общем рейтинге японцам удалось обогнать традиционно сильных на российском рынке шведов в лице марки Scania, которая, впрочем, тоже окончила месяц с неплохим приростом в почти 9% (188 шт.).

«На рынке услуг автоперевозок в настоящее время активно развивается так называемый сегмент В2С и, в частности, очень активны интернет-магазины. Именно для перевозки онлайн-заказов сейчас очень востребованы недорогие и надёжные иномарки. Isuzu с его моделями здесь приходится очень кстати, данная марка смотрится привлекательной по цене», -- комментирует Олег Коробкин, директор по операциям транспортно-логистической компании DPD в России.

От себя гребет только бульдозер

Дальнейшие перспективы развития российского рынка грузовиков наблюдатели оценивают оптимистично, но при этом осторожно. Пока о полном восстановлении рынка говорить рано. «О будущем рынка грузовиков говорить пока сложно. Крупные клиенты все еще очень осторожно относятся к закупкам новых автомобилей, так как в условиях экономического кризиса бизнес переходит в режим жесткой экономии. Скорее всего в ближайшее время наиболее активно покупать автомобили будет малый и средней бизнес», -- указывает Александр Дьяконов, директор по транспорту компании FM Logistic.

Примечательно, что наряду с ростом продаж грузовиков начинают наблюдаются позитивные подвижки и на рынке спецтехники. «Оживление на рынке спецтехники заметно уже сейчас, -- констатирует Сергей Харитонов, директор по развитию JCB (крупного мирового производителя спецтехники) в России. – По некоторым продуктам уже наблюдается вполне ощутимый рост по результатам первого полугодия. Самым актуальным вопросом сегодня является финансирование строительной отрасли. Основным потребителем техники сегодня являются компании, так или иначе связанные с государственными инвестиционными проектами, они же будут оставаться главными потребителями спецтехники в ближайшем будущем».

Таблица. Объем продаж ведущих марок российского рынка грузовых автомобилей в июне 2016 г.

Марка

Июнь 2016

Июнь 2015

Соотношение, %

1.

KAMAZ

1 559

1 350

15,5

2.

GAZ

653

790

-17,3

3.

MAZ

269

266

1,1

4.

ISUZU

209

110

90,0

5.

SCANIA

188

173

8,7

6.

URAL

175

169

3,6

7.

MERCEDES

149

122

22,1

8.

SAZ

138

160

-13,8

9.

NEFAZ

132

85

55,3

10.

MAN

130

170

-23,5

 

ВСЕГО

4 085

4 003

2,0

Источник: «Автостат»

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара к рублю всех сильно удивит
      На российском валютном рынке растет спрос на рублевую ликвидность в ожидании налогового периода. А прогнозы экспертов в отношении курса рубля становятся все более смелыми
    2. Курс доллара: рубль готовится к важному событию
      Курс доллара: рубль готовится к важному событию
    3. Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
      Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
    Реклама