Приобрести месячную подписку всего за 240 рублей
Интервью

Сфера закупок как арена для дискуссий высокого уровня

«Expert Online» 2017

30 трлн рублей – общая сумма закупок государства и госкомпаний в 2016 году. Что происходит на крупном рынке, и как электронные площадки участвуют в его развитии – рассказали топ-менеджеры площадки «РТС-тендер»: президент Виктор Степанов и генеральный директор Владимир Лишенков

Расскажите, что сейчас происходит в сфере закупок государственных органов и компаний с госучастием?

Владимир Лишенков: В 2016 году рынок закупок по 44-ФЗ, несмотря на экономическую ситуацию, остался на прежнем уровне, а закупок по 223-ФЗ вырос на 2,7 трлн рублей. Правительство приняло решение о переводе всех закупок в электронный вид. Закупки будут проводиться на электронных площадках, утвержденных правительством. Соответствующие законодательные поправки уже отправлены в Государственную Думу РФ и сейчас готовятся к рассмотрению во втором чтении. Электронные закупки уже доказали свою эффективность в коммерческом секторе. Наблюдается ежедневный рост числа коммерческих заказчиков, использующих площадку.

Планируемые изменения порождают масштабные обсуждения в профессиональной сфере. 2 марта в Общественной Палате РФ состоится мероприятие с участием Минэкономразвития, ОНФ, Казначейства России, ведущих госзаказчиков. Планируется выступление руководителей ведомств, отвечающих за контрактную систему и известных экспертов, а также обсуждение последних законодательных инициатив. 

Инвестиции в компанию связаны с ее успехами и востребованностью? В чем заключается партнерство площадки и Совкомбанка?

Виктор Степанов: Электронная площадка – это инвестиционно-привлекательный бизнес, вложения в который позволяют получать весомую прибыль. 6 лет назад РТС-тендер стоила миллионы рублей, сейчас – миллиарды. В лице ПАО «Совкомбанк» мы получили сильного финансового партнера, завершили трансформацию в единую систему, позволяющую предоставить комплексное продуктовое предложение и заказчикам, и поставщикам.

Интеграция с Банком позволяет раскрыть дополнительные синергии за счет сотрудничества по расширению перспективной клиентской базы субъектов малого и среднего предпринимательства. У нас эффективная команда, которая в состоянии реализовывать крупные проекты. Все оперативные решения в рамках этих проектов принимаем мы сами, обсуждая на Совете директоров с новыми инвесторами принципиальные стратегические вопросы. Наша задача не только зарабатывать деньги, но и помогать повышать эффективность работы заказчиков и поставщиков, развивать сферу российских государственных и коммерческих закупок. Мы много работаем с заказчиками, обеспечив себе лидирующие позиции на рынке по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Сейчас планируем большое внимание уделять поставщикам. Наша цель – добиться повышения уровня добросовестной конкуренции, обеспечить на площадке РТС-тендер повышение среднего количества участников в каждой закупке не менее чем на 30%. Теперь мы можем предложить им комплексную систему поддержки на всех этапах участия в закупках: сервис проверки контрагентов-субподрядчиков, систему тендерных аналитических решений, финансовые продукты – банковские гарантии, тендерное кредитование, факторинг. В этом суть нашей синергии с Совкомбанком.

Какие перспективы развития российской закупочной системы Вы видите?

Виктор Степанов: Закупочная система сегодня является предметом активных дискуссий, происходит конструктивный диалог между правительством, заказчиками, поставщиками и электронными площадками. Российская система закупок дает возможность открытой конкуренции между площадками в части качественных ИТ-платформы и сервисов. Уровня развития, компетентности персонала и набранного опыта площадок вполне достаточно, чтобы внутри страны построить национальную систему эффективных электронных закупок. Необходимо больше использовать возможности площадок, нагрузка между ЕИС и площадками должна распределяться равномерно, это позволит системе быть максимально устойчивой. Мы готовы к активной работе по реализации единой процедуры аккредитации, созданию единого каталога, системы определения референтных цен. Мы не боимся брать на себя ответственность и отвечать за результат.

Виктор Викторович, сильно ли изменятся Ваши функции на посту президента?

Виктор Степанов: Наша работа требует все большего взаимодействия с правительством, министерствами, Государственной Думой, Советом Федераций, Общественной Палатой и различными общественными организациями. Я принял решение перейти на пост президента, чтобы увеличить эффективность такого взаимодействия.

Уже 2 года я являюсь вице-президентом общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», поэтому мне также необходимо более активно заниматься вопросами привлечения малого и среднего бизнеса к закупкам. Назначение нового генерального директора было моей инициативой. Энергия Владимира Лишенкова должна обеспечить новый уровень развития РТС-тендер.

Нам приходится успевать везде: в 85 регионах и 22 000 муниципалитетах работать с федеральными, региональными и муниципальными заказчиками, одновременно активно привлекать к участию в закупках сотни тысяч поставщиков. Ежедневно на электронной площадке РТС-тендер проходит до 10 000 открытых аукционов. 

Владимир Николаевич, что Вы ощущаете, встав у руля большой и успешной компании? Какими Вы видите задачи, стоящие перед компанией?

Владимир Лишенков: Сегодня электронные площадки используются не только для проведения торгов, но и как платформа для широкого диалога между всеми участниками рынка – правительством, заказчиками, поставщиками и самими площадками.

Планируя свою деятельность на ближайшие 3 года, мы видим широкие перспективы в связи с новыми нормами и подходами в сфере закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП РФ, а также в сфере коммерческих торгов. В 2017 году мы собираемся достичь 20% роста во всех сегментах рынка, прежде всего, за счет продуктовой диверсификации, использования возможности «больших данных» и проактивного предложения конкурентных товаров и услуг.

Мы должны продолжать выстраивать партнерские отношения с клиентами, чтобы помогать им адаптироваться к изменяющимся условиям и внедрять эффективные инструменты для оптимизации закупочной деятельности. Большую, трудоемкую работу на постоянной основе предстоит проводить с поставщиками. Как показывает наш 6-летний опыт в сфере государственных и корпоративных закупок, лишь небольшой круг поставщиков участвует в них на постоянной основе, а многие другие никогда не рассматривали такую возможность.

Наша цель – обеспечить 1 000 000 активных поставщиков, участвующих в закупках. Поэтому мы будем продолжать повышать удобство работы на площадке, предлагать выгодные и эффективные сервисы поддержки. Рынок e-commerce развивается в России в геометрической прогрессии, и многие иностранные компании готовы вкладывать в него миллионы долларов.

Мы, со своей стороны, хотим выйти на международный рынок и присутствовать как минимум на 5 континентах, расширить свою долю в коммерческом секторе, предлагать больше продуктов, сервисов и площадок формата B2B. Эти планы возможно реализовать при помощи инновационных технологий, которые уже внедряются нами: блокчейн, bigdata и другие. Мы вместе со всей сферой электронных закупок эволюционировали на протяжении 6 лет и знаем, как выполнить поставленные задачи.

Как будет развиваться площадка в 2017 году?  Какие проекты запланированы или уже реализуются? Что ждет РТС-тендер в будущем?

Владимир Лишенков: Мы – высокотехнологичная IT-компания, и развитие в 2017 году, естественно, будет опираться на совершенствование IT-технологий, новаторство в сфере закупок и электронной коммерции. Среди наших последних проектов – система единой аккредитации поставщиков на базе технологии блокчейн, сбор и анализ больших данных, использование искусственного интеллекта и машинного обучения при поведенческом анализе поставщиков, позволяющее предлагать им необходимые сервисы и продукты для поддержки на каждом из этапов тендерного цикла.

Все это позволит поставщикам сократить трудозатраты при участии в закупках минимум на 50%, а в денежном эквиваленте – на 25% за счет снижения издержек на поиск закупок, кредитование, логистику, исключения посредников из данных процессов. Мы будем продолжать инвестировать в технологии и сотрудников площадки, и в наших планах еще более масштабные проекты. Какие? Это, пока, коммерческая тайна. Уверен, что наши разработки будут востребованы на рынке, опыт успешной реализации IT-решений и быстрого вывода их на рынок – RTM (Ready To Market) – у нас большой. 2 года назад правительство приняло решение о переводе закупок по 223-ФЗ в электронный вид – мы начали проект по 223-ФЗ и за первый же год его работы вышли на 3 место по количеству торгов.

В прошлом году министерство ЖКХ приняло решение о переходе к закупкам в электронном виде (615-ПП РФ) – за половину года мы стали первыми на рынке. Мы готовы к конкуренции и знаем, что наша доля на всех рынках будет только расти. Сегодня мы действительно выходим на другой технологический уровень.




    Реклама

    Системный подход к инжинирингу и подготовке кадров

    Об опыте и о новых идеях рассказывает генеральный директор МВШИ Вальтер Рац


    Реклама