Технологии


Чубайс выращивает «новый Газпром». Одностенный

«Expert Online» 2017
ocsial.ru

Недавно глава Роснано Анатолий Чубайс дал весьма высокую оценку перспектив одной из портфельных компаний госкорпорации – компании OCSiAl («Оксиал»). По его мнению, компания может достичь капитализации в $40 млрд уже к 2025 году и «станет новым «Газпромом» с точки зрения масштаба доходов России». «Оксиал» придумала, как производить одностенные нанотрубки в промышленных масштабах и надеется произвести революцию в производстве материалов, используя наночастицы как добавки. Но насколько оправданы столь смелые прогнозы?

Добрые Урфины Джюсы из Академгородка

«В бизнес-логике проект развивается очень хорошо, мне нравится его динамика по срокам выхода на окупаемость, – оценил её успехи Чубайс в ходе  своего визита в новосибирский  Технопарк (Академпарк),  резидентом которого является «Оксиал». – Эта динамика очень позитивная и хорошая. У меня в экономике сомнений нет. Вопрос в том, будет она большой, революционной или сверхчеловеческой».

Так что смелое сравнение  успешно развивающейся инновационной компании с Газпромом – это, скорее всего, «фигура речи», поскольку не очень понятно, почему бы ей не стоить любую иную сумму? Обычно стоимость компании определяется после размещения её акций на публичных рынках (IPO). Однако,  как объяснил корреспонденту «Эксперт Online» вице-президент «Оксиал» Александр Зимняков, этот вопрос на сегодня отложен. 

Нанотрубки – это микроскопические трубки, стенку которых образует один слой атомов углерода.  Но это если разглядывать их под микроскопом. А так это просто черный порошок. Или - продукт TUBALL, который в низких концентрациях, от 0,01% до 0,5%  может кардинально менять свойства самых разных материалов. Как сообщили в пресс-службе Роснано, областей применения  у TUBALL очень много.  «Это пластики, резины, покрытия, смолы, аккумуляторы и пр. Одностенные нанотрубки используются в разных областях  - от производства электропроводных силиконов и пластиков, которые нужны для производства антистастатических материалов и покрытий (особенно это востребовано при производстве шахтного оборудования, а также оборудования в нефте-и газодобыче), до керамоброни и литий-ионных аккумуляторов.

Основное свойство, которое мы сейчас улучшаем – электропроводность. Следующий этап – увеличение прочности, например, в керамике (НЭВЗ), в пластиках и других материалах», - рассказали в Роснано. Например, TUBALL используется в производстве антистатических композитных труб высокого давления для обеспечения антистатических свойств их поверхности, что позволяет использовать изделия, например, в трубопроводах систем нефтесбора. Казанский «Завод стеклопластиковых труб» запустил серийное производство таких труб.

Помнится, чудесный порошок, правда, органического происхождения, получил в свое время герой одной из сказок про девочку Элли, угрюмый Урфин Джюс, оживив им деревянных солдат. Прогнозируемая стоимость компании «Оксиал» выглядит тоже сказочно, хотя намерения у нее добрые.

Экономика и соответственно, стоимость инновационной компании основаны на ожиданиях тех изменений, которые они привнесут в мир. И всегда есть вероятность того, что ожидания могут не оправдаться,  или же оправдаться не полностью. Тем более, что компания, производящая действительно новый продукт,  выходит с ним не   на  конкурентный рынок, где присутствуют другие игроки,  а  создает принципиально новый рынок, где она изначально – монополист или почти монополист.  Как же тогда определяется цена инновационного продукта, и является ли она хоть  сколько-нибудь рыночной?

Уронили цену в 50 раз

«Первая промышленная технология изготовления одностенных углеродных нанотрубок (ОУН), которую разработала наша компания, есть только у нас, поэтому мы занимаем 95% рынка ОУН.  Эта технология пока никем не скопирована, – рассказывает Александр Зимняков. Наша цена нанотрубок (на сегодня это $3000 за кг) должна, обеспечивать заинтересованность клиентов и активное использования наших ОУН  в производстве различных материалов, то есть  распространение наших нанотрубок в мире. Они должны стоить столько, сколько готов заплатить потребитель за то, чтобы перейти от лабораторного тестирования нанотрубок к промышленным испытаниям и изготовлению опытно-промышленных партий. Поэтому основной вопрос, который мы себе задавали в течение последних лет -  какова должна быть цена, чтобы мы могли тестировать данный материал в  1000 случаев применений в 1000 компаний. То есть какова должна быть цена, чтобы создать этот рынок – пока исключительно для самих себя».

Впрочем, эту стадию проходят практически все инновационные продукты. Кстати,  до появления на рынке ОУН «Оксиала» килограмм очищенных нанотрубок стоил в 50 раз больше (себестоимость продукта – около $150 тыс. за кг), однако продавались эти трубки «на граммы», и почти исключительно для исследовательских целей, а о стоимости килограмма можно было благополучно «забыть».

Прогнозирование развития инновационного рынка – тоже непростая задача, но сделать это необходимо – хотя бы для планирования производства. «У нас уже есть статистика – воронка продаж. На ее основе мы прогнозируем, что через пять лет продажи достигнут объема в 100 тонн нанотрубок в год», – так оценивает перспективы производства ОУН президент компании Юрий Коропачинский. В справке компании «Оксиал» указано, что мировой рынок углеродных нанотрубок к 2020 году составит около 4 тыс. тонн.  При этом Александр Зимняков считает, что «к 20-му году «Оксиал» будет занимать 75% рынка ОУН.  

Впрочем,  не исключено, что упомянутые  4 тыс. тонн  включают в себя также и другую модификацию нанотрубок – «многостенные углеродные нанотрубки» (МУН). В «Оксиал», впрочем,   уверены в том, что такие трубки –  никак не конкуренты ОУН: МУН надо добавлять в матрицу  в количестве 0,5-1,5%, а ОУН – на порядок меньше ( 0,01%). Поэтому ОУН позволяют варьировать цветовую гамму,  не влияя на прозрачность материала. И показывать то же увеличение электропроводности  при существенно меньших объемах добавок. В общем, МУН, как считают в «Оксиал», и недостаточно хороши, и недостаточно при этом дешевы. Поэтому рынок ОУН постепенно займет их место.

На сегодня  «Оксиал» – это примерно 250 человек,  46 научных сотрудников. Производственный центр компании находится в Новосибирске, там же находятся  пять лабораторий, которые по  пяти направлениям ведут R&D проекты. По реактопластам  (работа со смолами), по термопластам (полиэтилен, полипропилен и др.), по электрохимическим  источникам тока, по покрытиям и краскам (антистатическим, антикоррозийным)  и  по резинотехническим изделиям (покрышки, латексы, силиконы). «У нас есть промышленный реактор в Новосибирске, который готов к постоянной загрузке, и производительность его – 10 тонн нанотрубок в год. Он работает в полуавтоматическом режиме и является прототипом для создания автоматического 50 тонного реактора. Это будет тиражируемое решение, и  мы уже провели переговоры с целым рядом субъектов Федерации», – рассказывает Александр Зимняков.

От 2,5 тонн - к пятистам тысячам?

Первый реактор на 50 тонн будет размещён в Новосибирске. Люди, которые работают в единственном  исследовательском (R&D) центре  компании  не так мобильны как реактор, к тому же  сама технология производства на сегодня закрыта, и  не только патентами. «Какие-то вещи мы и не патентовали и даже не показывали, – рассказал нам Александр Зимняков. Более того, большинство сотрудников компании никогда не  видели реактор в рабочем состоянии. Или же  видели его в  ситуации, когда наиболее важные блоки закамуфлированы».

Новая установка войдет в строй в следующем году и ещё  больше снизит себестоимость производимого материала, чтобы увеличить его проникновение на рынок. Но насколько именно снизится цена, неясно, более того, чётких предпосылок для её снижения пока нет. Кто покупатели –  в целом понятно. Сегодня  «Оксиал» работает примерно с 2000 компаний  по всему миру.  Около 200 компаний являются ее клиентами. Это – те, которые  закупают ОУН на регулярной основе для производства своих материалов. Наиболее известные из них – Polystick (клеи), BAK batteries (азиатский рынок батареек), Lanxess  (покрытия), Mahindra. Тестирование продукта проводится в  900 компаниях – это внешние исследовательские проекты, которые ведутся там, где имеется соответствующее оборудование, и где проявили заинтересованность в добавках ОУН.  Для их R&D «Оксиал» предоставляет ОУН бесплатно. При этом компании не хотят афишировать свои разработки, и «Оксиал» по договорённости с ними,  эти компании не называет, рассчитывая на то, что после проведения испытаний они начнут производство новых материалов с добавками ОУН.

По словам Александра Зимнякова,  продажи  компании на 1 января 20017 года составили  2,5 тонны ОУН – на производственные цели, твердых контрактов заключено на 3 тонны. И они полностью покрывают возможности работающей установки, с учетом будущих контрактов. При этом 85%  от всего объема продается на азиатских рынках, а доля российских компаний невысока – не более 4-5%. Связано это, большей частью, с тем, что наши компании, выпускающие что-то для потребителей, чаще всего используют импортные технологии и материалы. Своих производителей специальных материалов у нас практически нет.

В России  «Оксиал»  взаимодействует с 328 компаниями: 221 компания находится на этапе тестирования продукта, 34 – покупают ОУН на постоянной основе для производства  антистатических полов( 8 компаний – 75 % рынка, 80 кг) антистатических композитных труб (9 компаний – 80 % рынка, 50 кг) и антистатических покрытий (5 компаний – 20% рынка, 20 кг), на прочие применения – 20 кг (10 компаний) Из производителей полов самые крупные  –  компании «Ингри» и «Теохим», из производителей труб — казанский Завод стеклопластиковых труб и «Алтик». Изделия из пластмасс производят, в частности,  компания «Гранч» (оборудование для шахт) и  «Политим» (антистатические емкости). Бетоны – БТ СВАП. Есть и перспективные разработки R&D центра  «Оксиал»  для России и СНГ. Это  антистатические термопласты, упрочнённые резино-технические  материалы смолы,  долгоживущие электробатарейки, антистатические силиконы и латексы. Долгосрочная стратегия развития компании предполагает через 7-9 лет продавать в России и СНГ до 145 тонн продукта и концентрата из ОУН.  

Сколько может стоить такая компания,  как «Оксиал». Недавно в одном из интервью президент компании  Юрий Коропачинский оценил её так: «Я вижу потенциал роста компании за десять лет в тысячу раз».  А потенциал мирового рынка ОУН он оценил в 500 тыс. тонн, также через 10 лет. В таком случае, если ориентироваться на прогноз  главы Роснано в $40 млрд, то сейчас компания должна стоить примерно $40 млн – это если просто «взять и поделить». «Оксиал» на сегодня стоит существенно больше $40 млн –  говорит в свою очередь вице-президент компании Александр  Зимняков, замечая при этом, что «не хотел бы говорить о финансовых показателях – и не потому, что нам нечем похвастаться, просто  не хотим создавать ненужных разговоров вокруг себя».

По его мнению, стоимость инновационной  компании можно определять двумя способами. Первый – сколько в развитие  компании вложили акционеры, и какая у неё затратная часть. Второй способ – компания стоит столько, сколько за неё готов заплатить рынок в виде портфельных инвесторов, желающих её купить.  Заинтересованные инвесторы есть и все они вкладываются в развитие компании, на чём и основывает свою оптимистичную оценку Александр Зимняков.

Добавить немного здравого смысла

У «Оксиала» сейчас 9 офисов и она работает в 27 странах. Аудирует компанию PricewoterhouseCoopers,  предоставляя собственникам компании информацию о её деятельности, в том числе о её стоимости.  При этом структуру собственности компания не раскрывает. Впрочем, она может этого и не делать, поскольку выход в публичное пространство отложен на неопределённый срок.

«IPO  компании  в повестке дня не стоит – на него выходят тогда, когда компания достигает  своей максимальной  стоимости, реализовав весь весь потенциал, который у неё есть», – полагает  Александр Зимняков, который верит, что деятельность «Оксиал»  неизбежно приведёт к новой промышленной революции, поскольку «те материалы и те возможности, которые дают ОУН, практически безграничны, и могут изменить свойства 75%  окружающих нас материалов».

«Эксперт Online» также  обратился к профессору физического факультета МГУ (кафедра молекулярных процессов и экстремальных состояний вещества)  Александру Уварову с просьбой прокомментировать доступную информацию по исследованиям «Оксиал».

«Мой комментарий стоит рассматривать как комментарий физика, который знаком с этими проблемами. Во-первых, следует иметь в виду, что речь идет о введении небольшого числа частиц  малого размера в некоторый объем. Направление очень модное в последние годы, нанотрубки вводят во все конденсированные среды, также вводят фуллерены и куски графена. Вопрос в доказанных сильных изменениях свойств при малом объемном содержании частиц. С этим, как правило, возникают проблемы. Во-вторых, для любого свойства, которое улучшается, требуется понимание механизма действия. Это могут быть электрические свойства, могут быть механические.

Если изменение  некоторых параметров диэлектриков при добавлении нанотрубок  ещё можно объяснить  из общефизических соображений, поскольку трубки  взаимодействуют с электрическим полем, то, например, повышение прочности вызывает большие сомнения. Одна нанотрубка действительно имеет очень большую прочность. Но как могут повысить прочность материала подмешанные туда, причем в очень малом количестве, маленькие нанотрубочки?  Если подмешать небольшое количество  гвоздей в торт, его прочность от этого не повысится.

Вопрос о сравнении по действию многостенных углеродных нанотрубок и одностенных нанотрубок  также следует разделить по свойствам, которые улучшаются. Если речь идет о электрических свойствах – здесь да, есть разница. Если же эффект связан только с некоторой площадью поверхности и объемом вблизи этих поверхностей с измененными свойствами ( как это происходит в нанорастворах для улучшения теплопроводности, например), то тогда разница требует обоснования.

Так что здесь требуются  специальные исследования с публикацией результатов. Что касается публикаций группы, то, судя по ним, исследования только развертываются. Я имею ввиду публикации в международных базах данных последних лет на английском,  которые доступны, в отличие от каких-то коммерческих исследований, которые также могут иметь место, а также рекламных материалов на русском языке, качество которых не может не вызывать недоумения. Есть же очень простые параметры –  какая концентрация введена, какое среднее расстояние между нанотрубками, какой объем  конденсированной среды меняет свойства. Если есть сильное изменение свойств (например, поглощение поля), то это довольно просто описать».

Мы можем ошибаться, но сейчас поднимаемый вокруг компании шум производит, возможно, не самый лучший эффект. Скачки продаж в таких объемах, как говорят основатели компании, то ли в десятки, то ли даже в тысячу раз, выглядят завышенными и вызывают естественные сомнения. Вокруг нано-тематики и так много скепсиса, стоит ли "пугать" рынок "капитализациями а-ля Газпром" и другими сверхмасштабными оценками? Но и не рассказывать о возникновении и расширении промышленного производства одностенных нанотрубок было бы неправильно. И если тут действительно назревает технологический прорыв,  то никакие сомнения ему не помешают.




    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама