Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Когда инновации ни к чему не приводят

«Expert Online» 2017

Давным-давно прекратились споры относительно важности R&D, т.е. исследований и разработок. Причем, их необходимость давно признала не только на уровне корпоративного бизнеса, но и на государственном уровне. Однако сами по себе инновации не дают ни рыночного успеха своим разработчикам, ни технологических прорывов — в целом. Почему? Но сначала — занимательная актуальная статистика.

Кто и сколько

На страны G20 приходятся 92% от мировых затрат на R&D. Еще одна статистика: 94% патентов, выдаваемых Ведомством по патентам и товарным знакам США (USPTO), поступает из стран G20.

Крупнейшие и самые успешные государства и компании уделяют этому вопросу огромное внимание, понимая, что успехи в немалой степени зависят от затрат на R&D и что эти расходы окупятся сторицей. Дело это очень сложное. Поэтому для большинства компаний единственный способ иметь в арсенале инновации и изобретения – M&A, т.е. покупка за немалые деньги стартапов, специализирующихся на исследованиях и разработках.

Сайт visualcapitalist.com составил рейтинг стран в зависимости от того, сколько % ВВП тратится на исследования и разработки. Возглавляет его общепризнанные лидер в области инноваций Южная Корея, которая потратила в 2015 году на R&D 4,23% от ВВП. Далее следуют Япония - 3,29%, Германия - 2,93%, США - 2,79%, Франция - 2,22%, Австралия - 2,11%, КНР - 2,07%, Канада - 1,71%, Великобритания - 1,70%, Италия - 1,33%. Россия на 11 месте с 1,1%. Однако в абсолютном исчислении затрат на R&D первая пятерка государств выглядит несколько иначе: США – 463 млрд долларов, КНР – 377 млрд, Евросоюз – 346 млрд, Япония – 155 млрд и Южная Корея – 74 млрд.

Что касается расходов компаний на исследования и разработки, то в корпоративном рейтинге по итогам 2016 года на первом месте Amazon, потративший на эти цели 17,4 млрд долларов. В первую десятку также входят Volkswagen – 15,1 млрд, Alphabet – 14,5 млрд, Intel – 12,8 млрд, Samsung – 12,8 млрд, Microsoft – 12,7 млрд, Roche – 11,7 млрд, Huawei – 11,2 млрд, Apple – 10,8 млрд, Merck – 10,3 млрд.

Обращает на себя внимание, что почти три четверти компаний первой десятки представляют IT-сектор. Это вполне логично, но десять лет назад больше всего на R&D тратили фармацевтические компании (Pfizer) и автопроизводители (GM и Volkswagen).

Почему всего этого не достаточно

Впрочем, журнал Forbes считает, что несмотря на общераспространенное мнение прямой зависимости между расходами на R&D и уровнем инноваций нет. Журнал Forbes ссылается на рейтинги Strategy&, подразделения PriceWaterhouseCoopers по оказанию услуг в области стратегического консультирования, которая 13 лет составляет рейтинги 1000 самых инновационных компаний планеты.

В Forbes обратили внимание на следующую удивительную закономерность: первые десятки самых инновационных компаний и компаний, которые тратят больше всего на R&D, редко совпадают. Оказывается, мало создать новую работающую технологию. Для финансового успеха не менее важно продать ее потребителю. Т.е., делает вывод Forbes, инновация включает в себя управление не только техническим, но и рыночным риском. Ученые и инженеры, занимающиеся исследованиями и разработками, конечно, заняты решением исключительно технической стороны дела. Их работа способствует росту количества патентов компании, но не гарантирует их успех на рынке.

Для управления рыночным риском необходима специальная бизнес-модель, которую тоже нужно разрабатывать. Для того, чтобы продать технологию потребителю, необходимо очень четко знать и понимать, что ему нужно. Но и этого для коммерческого успеха недостаточно. Нужны бизнес-модели для поддержки продуктов новых технологий.

В результате, в настоящем успехе инноваций количество средств, потраченных на процесс собственно исследований и разработок, играет существенную, но далеко не главную роль. Формула успеха инноваций журнала Forbes такова: инновация = разработка + ценность для потребителя + бизнес-модель. Причем, инвестиций и менеджмента требуют все три члена уравнения, а не один - разработки.

Но без денег — тех заоблачных затрат, о которых рассказано выше, или небольших, на уровне стартапа, тоже никуда. Следует только шире воспринимать понятие R&D. Ну и, бизнесом заниматься уметь.




    Реклама

    как Enterprise Content Management управляет всем

    Более четверти века российские организации стремятся перевести свои рабочие процессы в цифровой формат и оперировать данными и электронными документами.

    Интервью Губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина

    Впервые за последние несколько лет бюджет ЯНАО на 2018-2020 года сверстан бездефицитным.


    Реклама