Россия почти как Америка

Москва, 02.06.2008
«Обзоры стран» №4 (26)
Генеральный директор представительства ИЧЕ в России Роберто Пело считает, что сегодня для Италии российский рынок — самый значимый

Национальный институт содействия внешней торговле (Istituto nazionale per il Commercio Estero, ICE — по-русски ИЧЕ) — государственное учреждение, активно продвигающее продукцию итальянских компаний в 80 странах мира. Штаб-квартира института находится в Риме, он располагает 16 отделениями внутри страны и зарубежной сетью, состоящей из 104 представительств, организует промышленное сотрудничество и привлечение иностранных инвестиций в Италию. Деятельность ИЧЕ финансируется государством и в меньшей степени теми предприятиями, которым он оказывает поддержку. Только за 2007 год торговый оборот между Италией и Россией вырос на 12,8% — до 23, 9 млрд евро, и во многом благодаря работе ИЧЕ.

Инновации, дизайн и технологии

— С какого времени вы работаете в России и с какими трудностями сталкиваетесь?

— Мы работаем в России около сорока лет. Проблемы на протяжении этих лет, конечно, изменились. Сорок лет назад здесь была плоская экономика, а не коммерция. У нас были отношения только с членами правительства, госкорпорациями и так далее. Сегодня, хотя Россия еще и не является зрелым рынком, открываются новые возможности. Рынок здесь очень большой и потому сложный.

— Чего в вашей работе сегодня больше — рекламы итальянских товаров, поиска контактов с российскими деловыми партнерами?

— Как вам сказать? Всё вместе. Каждый раз, когда мы организовываем какой-нибудь проект по продвижению товаров, у нас два направления. Главное — сделать рекламу марки «Made in Italy». И более специфичная, конкретная задача — найти надежных партнеров для итальянских компаний. Мы все время пытаемся объединить эти два направления.

— Что вам удалось сделать на российском рынке за последние годы и что вы собирались осуществить?

— Сегодня Россия как рынок для итальянских товаров стоит примерно 10 миллиардов евро — это и наша заслуга. Мы организовываем в России более 250 промопроектов в год. Это международные выставки, семинары, десятки поездок делегаций российских импортеров в Италию. Наши проекты на будущее, когда российский рынок станет еще более крупным и дифференцированным, — перейти от направленности на импортеров и дистрибуторов к такому типу продвижения товаров, который больше бы учитывал интересы покупателей.

— Десять миллиардов евро — объем итальянско-российской торговли?

— Это стоимость итальянского экспорта в Россию. Общий объем торговли — 25 миллиардов евро.

— В России хорошо знают модную итальянскую одежду, итальянские продукты, вина и мебель. Продукция каких итальянских компаний сегодня наиболее востребована на российском рынке — из перечисленных секторов или совсем из других?

— Конечно, более известна продукция из того списка, который вы упомянули. Это то, что мы называем «life in Italian stile». Но на самом деле большая часть итальянского экспорта в Россию, впрочем, как и в остальные страны мира, — оборудование и высокие технологии. Доля этого сегмента итальянского экспорта в Россию около 40 процентов: оборудование для деревообработки, металлообработки, для производства обуви, упаковочное и многое другое. Есть и другие, не менее важные сектора. Россия в 2007 году занимала четвертое место в мире по импорту итальянской одежды, обогнав Соединенные Штаты.

— Итальянцы, которые первыми пришли на российский автомобильный рынок, постепенно уступили свои позиции немецким, корейским и французским компаниям. Как обстоит дело сейчас?

— Если мы посмотрим данные 2007 года, то увидим, что произошли большие изменения в импорте, потому что компания Alfa Romeo заключила соглашение с российским дистрибутором. В итоге импорт итальянских автомобилей в Россию вырос на 100 процентов — до 300 миллионов евро в год. Большой результат! В целом стратегия итальянских автокомпаний в России изменилась за последние два года, и это было одно из первоочередных направлений, которым я занимался лично.

— В чем вы видите конкретные преимущества итальянских товаров?

— Их преимущества в том, что они известны во всем мире, плюс к тому наши компании дают инновационный продукт. У этого продукта может быть несколько характеристик: использование новых материалов, дизайна, новые формы презентации. Это требует постоянного поиска — чтобы сделать новый продукт, недостаточно макета. Дизайн быстро скопируют китайцы и индийцы. Нужно оборудование, технологии, чтобы сделать продукт красивым и качественным. На азиатском рынке можно увидеть подобные изделия, они кажутся такими же, но это не одно и то же, на них покупателям дается меньшая гарантия, часто применяются материалы с просроченным сроком годности и даже опасные материалы. Они дешево стоят, потому что не рассчитаны на долговременное использование. Италия пытается объединить в своей продукции три компонента — инновации, дизайн и технологии.

— Почему ИЧЕ помогает в основном малым и средним компаниям?

— Потому что большие мультинациональные компании достаточно сильны, чтобы самостоятельно внедряться на рынки. В то время как средние, малые, а иногда очень маленькие предприятия, где работает десять-двенадцать сотрудников, имеют проблемы с экспортом своей продукции. Среди итальянских производящих компаний 98,5 процента — малые и средние, и, конечно, они в первую очередь нуждаются в поддержке со стороны итальянского правительства. Но нельзя сказать, что у ЭНИ или «Пирелли» отсутствует поддержка государства. Просто эта поддержка иная.

Самый значимый рынок

— Какой сектор потребления итальянского импорта в России растет быстрее других?

— Продукция класса люкс. В свою очередь известные международные бренды открывают дорогу хорошим, качественным изделиям малых и средних компаний. Наша задача — чтобы на рынке увеличивалась доля компаний среднего и малого бизнеса и чтобы уровень качества их продукции постоянно повышался. Сегодня на российском рынке дела этих компаний идут очень хорошо, и на них мы делаем основную ставку.

В 2007 году быстрее всего росли продажи автомобилей, оборудования. Например, продажа оборудования для производства бумаги выросла на 104 процента. Продажа промышленных роботов — на 177 процентов. Одежды — на 126 процентов. Там, где мы давно и много работаем, рост тоже есть, хотя и не такой большой — например, продажи обуви увеличились на 25 процентов. В последнее время мы увидели, что увеличивается рост продаж итальянских продуктов питания — эту нишу нам еще предстоит заполнить.

Вообще, если два года назад мы были представлены только в трех российских городах — Москве, Петербурге и Екатеринбурге, то сейчас идем в Красноярск, Самарy, Томск, Омск, Новосибирск. Полагаю, сегодня российский рынок для Италии — самый значимый, он растет на 25–30 процентов ежегодно.

— Я недавно был в командировке в Пензе, и в этом регионе французские фирмы не только реконструировали сахарные заводы, но и взяли в аренду поля, где растет сахарная свекла. Готовы ли итальянские фирмы заниматься производством продовольствия прямо в России или инвестиции идут в другие отрасли?

— В Краснодаре работают итальянские компании, которые инвестируют в сельскохозяйственный сектор. Россия, в отличие от других, — страна для больших инвестиций. Здесь есть всё, поэтому итальянцы активно вкладывают в российскую экономику. Фирма «Аристон» построила завод в Липецке, шоколадная фабрика «Ферреро» — это стомиллионные инвестиции. Есть вложения в производство цемента, я уже не говорю о таких не очень значительных проектах, как производство керамической плитки. Мы ни в одну страну не инвестируем столько, сколько в Россию. Пожалуй, можно сравнить наши вложения в Россию только с аналогичными в экономику Соединенных Штатов.

— Сохранится ли, по вашему мнению, структура итало-российского рынка в таком же виде или изменится за счет новых секторов, например электроники и телекоммуникаций?

— Скорее нужно говорить о развитии другого сектора, где мы начинаем сейчас работать, — нано- и биотехнологии. Важный сектор и для Италии, и для России, поэтому необходимо развивать сотрудничество и обмен последними достижениями в этой области. Такие связи мы сейчас и пытаемся организовать между научно-исследовательскими институтами Италии и России.

— Представители ИЧЕ были на Сочинском экономическом форуме. Планируете ли вы проекты, связанные с проведением Олимпийских игр?

— Да, мне кажется, мы были первой страной, которая вышла на контакт с сочинской администрацией в связи с проведением Олимпиады. Вы знаете, что корпорация «Олимпстрой» была организована указом от 29 декабря 2007 года, а 21 января мы уже сидели в самолете с делегацией, в составе которой были представители Олимпийского комитета, «Олимпстроя», заместитель министра по региональному развитию. Мы вылетели в Турин, где проводилась зимняя Олимпиада. Российская делегация смогла встретиться с представителями 167 итальянских компаний — проектировщиков спортсооружений. Россияне посетили олимпийские объекты, где им рассказали всё, что их интересовало в связи с проведением Олимпиады. В июне в Краснодар и Сочи приедут представители итальянских компаний, производящих оборудование, проектировщики и поставщики в сопровождении известного итальянского дизайнера Джорджо Джуджаро. В Москве мы организуем выставку олимпийских проектов, будет проведена целая серия мероприятий, посвященных подготовке к Олимпиаде.

— ИЧЕ в основном будет организовывать презентацию строительных проектов?

— Не только. Готовится контракт на поставку оборудования, в том числе строительного. Помимо этого в Сочи будет широко поставляться наша традиционная экспортная продукция — модная одежда, еда и прочее. В столицу Олимпиады резко возрастет поток туристов, поэтому и продажи там увеличатся в разы.

У партнеров

    «Обзоры стран»
    №4 (26) 2 июня 2008
    N04 (26) 2 июня
    Содержание:
    Россия почти как Америка

    Генеральный директор представительства ИЧЕ в России Роберто Пело считает, что сегодня для Италии российский рынок — самый значимый

    Реклама