После рынка

Последний штрих
Москва, 11.04.2011

В один прекрасный день Миловидыч осознал, что в работе сторожа колхозного рынка, в возне с мелкими спекулянтами, биржевыми роботами и блондинками происходит что-то неладное. Его история теперь напоминала повесть Стругацких «Миллион лет до нашей эры», в которой силы вселенские ополчились против людей науки, снижающих индекс мировой энтропии. Он сдал свой пост, захватил из вещей только личный кисет с немалым запасом мухоморной крошки (которой, кстати, был очень доволен) и стал свободным человеком.

Узнав об этом событии, руководство очень крупной и народной нефтяной компании «Роснефть» решило пригласить отставника к себе в совет директоров, чтобы тот со своим богатым опытом и незамутненным нефтью взглядом провел аудит предприятия в двух весьма деликатных сферах: финансах и состоянии работы по охране нефтепроводов. Именно в этих вопросах Миловидыч был силен как никто другой. Чтобы зря не болтаться без дела, он принял предложение и приступил к выполнению первой части задания — проверке финансового состояния компании. Для начала он затребовал к себе в выделенный начальством кабинет годовую отчетность, калькулятор, справочник бухгалтера и принялся дотошно изучать предоставленные документы, раскурив для вдохновения мухоморную цигарку.

Отчет с большим количеством цифр оказался на удивление доступным для понимания, а с терминами Миловидыч быстро разобрался с помощью справочника. После пары-тройки несложных арифметических расчетов вновь испеченный аудитор обнаружил, что отношение долга «Роснефти» к показателю EBITDA было меньшим, чем 1:1. Долг — $13,7 млрд, а EBITDA — $19,2 млрд!

«Так-с, кредитное “плечо”, стало быть, меньше, чем один к одному, то есть никакое. Непорядок в войсках», — подумал он и стал строчить предложения об увеличении этого самого «плеча» хотя бы до четырех к одному. Мол, акции компании входят в список маржинальных бумаг, кредитное «плечо» 4:1 разрешено им самим, так что грех этим не воспользоваться.

Миловидыч посоветовал руководству набрать банковских кредитов и выпустить кучу облигаций. А на полученные деньги, которые, по расчетам аудитора, должны были составить не менее $50 млрд, купить что-нибудь этакое, полезное. Например, универсамы, чтобы в них продавать населению нефть и ее субпродукты в пузырьках и фляжках. Согласитесь, было бы удобно. Но не в России же этим заниматься! Глупо как-то. Поначалу мишенью для захвата Миловидыч наметил американский Wal-Mart, который имеет 9 тыс. магазинов в 15 странах. «Дорого это, — вздыхал он. — Его капитализация — $180 млрд».

Однако навыки поиска информации и ее экспресс-анализа у бывшего сторожа имелись неплохие. Очень быстро нашелся кандидат на поглощение — французский Carrefour с его 15,5 тыс. магазинами в 34 странах. При этом капитализация компании составляла всего $32 млрд! Для скупки акций этого торгового монстра на бирже NYSE Euronext была проведена тайная встреча с маргинальной трейдерской группировкой, секретарь которой, по прозвищу Айсберг, обещал Миловидычу: «Не переживай, отец, все сделаем как надо».

Вдохновленный тем, что уникальное в мировой истории поглощение оказалось «на мази», новоиспеченный аудитор, будучи человеком, не лишенным сочувствия к ближнему, решил разбавить сухие экономические изыскания лирикой. Он внес в совет директоров нефтяной компании предложение провести масштабную благотворительную акцию: создать на часть заемных денежных средств психиатрическую лечебницу для трейдеров, проигравшихся в пух и прах на фондовом рынке.

После финансовой проверки Миловидыч приступил ко второй части задания. Дело это было более земным и сводилось к оценке состояния работы по охране нефтепроводов от воров, которые все время так и норовили врезаться в трубы. Бывший сторож получил в свое распоряжение вертолет с летчиком, вооруженную группу поддержки и полетел на указанный начальством проблемный объект, не забыв взять с собой кисет, до краев набитый махрой, — путешествие-то предстояло долгое. Инспектор по своему обыкновению раскуривал одну папироску за другой, чем вызывал немалое смущение в рядах сопровождающей команды.

После нескольких часов облета трубы Миловидыч заметил в довольно пустынном месте автомобиль-нефтеперевозчик и суетящуюся рядом группу людей не очень приветливого вида. Он приказал летчику приземлиться неподалеку и вышел один, решив прикинуться случайным прохожим и завязать разговор о погоде, дабы невзначай не спугнуть злодеев. Воры же, чтобы по-тихому избавиться от некстати свалившегося с неба свидетеля преступления, поддержали игру, пересказав на память прогноз синоптиков, на удивление оказавшийся весьма точным. Правда, на этом разговор быстро выдохся.

«Ну что, покурим?» — предложил Миловидыч для поддержания доброй беседы и радушно угостил злоумышленников мухоморными папиросами, которые он заботливо скрутил для себя, чтобы коротать обратную дорогу.

Окружающее трубу пространство окуталось клубами сизого дыма. После нескольких затяжек незадачливые похитители чужой собственности дружно попадали на землю и мягко растеклись по ней. Миловидыч удовлетворенно крякнул, хваля себя за проявленную предусмотрительность, затем поочередно связал обездвиженных противников. Под его чутким наблюдением вооруженная группа погрузила обмякшие тела в вертолет. Ценный груз доставили в офис компании в целости и сохранности. Руководство было очень довольно проделанной работой и по ее результатам приняло решение о включении в бюджет новой расходной статьи под закупки мухоморной махры, которая оказалась таким эффективным инструментом в деле охраны собственности.

Но несмотря на то, что аудит был проведен блестяще и Миловидычу поступило предложение занять пост вице-президента, душа его просила чего-то другого. Большого, что ли, такого светлого… Мухоморный самосад весьма поспособствовал прояснению мыслей экс-сторожа колхозного рынка. Он понял, что его настоящее призвание — работа с молодой необстрелянной порослью, и решил податься в институт на должность преподавателя, чтобы нести в студенческие массы разумное, доброе, вечное. В конце-то концов, кому, как не ему, по силам научить молодежь искусству ведения блогов и приобщить ее к веселящим мухоморам?

У партнеров

    Реклама