Конец начала

Мир в прошлом году
Москва, 17.01.2000
«Эксперт» №1-2 (214)

Всегда опасно заявлять, что компании одной конкретной страны занимают верхние места в списке лучших. В 1989 году член японского парламента Шинтаро Ишихара (Shintaro Ishihara) заявил: "У Соединенных Штатов надежды нет". В это же время американские ученые мужи превозносили до небес японскую традицию промышленного планирования. Журнал The Harvard Business Review восхвалял "непревзойденную" систему финансового регулирования этой страны. А невесть откуда взявшиеся десятки книг пытались втолковать, что большая часть Калифорнии закончит свое существование как дочернее предприятие Мацушиты (Matsushita). С тех пор доля Японии в капитализации мирового фондового рынка уменьшилась с 40% примерно до 10%.

Теперь тот же ореол непобедимости окружает американские компании. Гибкость, быстрота, изобретательность, безжалостность - это всего лишь малая толика достоинств, которые считались чисто американскими. В ежегодном списке самых обожаемых в мире компаний, публикуемом журналом Fortune, верхние десять фирм в 1999 году были из Соединенных Штатов Америки; а среди 25 лучших были всего лишь три неамериканские фирмы - Sony, Toyota и DaimlerChrysler.

Что, снова все ошиблись? По большому счету - нет. Даже если вы полагаете, что американский фондовый рынок переоценен, даже если вы скептически относитесь к "новой экономике", американские фирмы по всем показателям конкурентоспособности пока опережают равных себе противников. И все же в Европе (и в меньшей мере в Японии) намечаются некоторые признаки того, что фирмы начинают учиться держать удар. Перефразируя Уинстона Черчилля, будущий год может не стать началом конца доминирования Америки, но может стать концом его начала.

В бизнесе, даже еще более, чем в политике, единственно постоянной является перемена. Одним из способов, который позволил американским фирмам догнать своих японских соперников (если считать, что они когда-либо вообще от них отставали, хотя это предмет уже другого спора), было копирование их деятельности. Все эти книги насчет качественного менеджмента и "тощего" ресурсосберегающего производства возымели эффект. А смогут ли догнать Америку европейцы и японцы? Сегодня превосходство американцев очевидно, но оно отнюдь не носит глобального характера. Есть несколько отраслей (например производство предметов роскоши в Европе и потребительской электроники в Японии), в которых американцы все еще отстают. И в некоторых "нейтральных" географических районах неамериканцы тоже имеют довольно хорошие результаты. Японские фирмы занимают сильные позиции в развивающейся Азии, европейские - в Латинской Америке.

В общем плане американцы впереди потому, что, во-первых, они "худее" своих соперников, а во-вторых, они освоили новые технологии. Поддерживаемые на плаву такими причудами, как, например, реинжиниринг, американские фирмы потратили большую часть времени в начале 90-х годов на то, чтобы "похудеть" за счет увольнения не только производственных рабочих, но и сотрудников управленческого звена; и они продолжают сокращать кад

У партнеров

    «Эксперт»
    №1-2 (214) 17 января 2000
    N01-02 (214-215) 17 января
    Содержание:
    Тема недели
    Мир в прошлом году
    Реклама