Прощай, Fiat, Peugeot, Daewoo и...

Мир в прошлом году
Москва, 17.01.2000
«Эксперт» №1-2 (214)

Этот год будет тяжелым для автомобилестроительных компаний, все еще являющихся основой промышленного производства в большинстве стран. Это будет период бесприбыльного процветания. А каковы дела в автомобилестроении, таковы они и во многих других компаниях. Промышленникам придется справляться с обычным циклическим спадом, который бывает на рынке в большинстве стран. Можно ожидать новых слияний компаний с целью ликвидации излишних мощностей: объединение Daimler и Chrysler уже потянуло за собой слияние Renault и Nissan и приобретение компанией Ford компании Volvo. Изменится также порядок производства, сбыта и продажи автомашин. Разрабатываются новые виды двигателей, которые в один прекрасный день могут прийти на смену двигателю внутреннего сгорания. Сами автомобили становятся более сложными, предназначенными для заполнения новых ниш на рынке, появляются экземпляры, которые уже не вписываются в обычные категории.

В Америке подходит к концу длительный бум с рекордными продажами - в 1999 году было куплено более 17 млн автомобилей и легких грузовых машин (это определенный рост по сравнению с прежним рекордом в 16,2 млн машин в 1986 году). Слабеет огромный рынок столь любимых американцами микроавтобусов (странное название для средств передвижения, более похожих на бунгало на колесах). В 1999 году специалистов поразило рекордное количество машин, проданных в Европе, - 16 млн. Большинство компаний считает, что рынок рухнет в 2000 году и тяжелое бремя ляжет на их и так уже тощую маржу прибыли. В Японии не видно конца стагнации, поразившей всех промышленников. И в Бразилии дела идут ни шатко ни валко, множатся убытки всемирных автомобилестроительных компаний, вложивших миллиарды в новые заводы в этой стране в надежде выплыть на фоне быстрого роста экономики. Дорогие кредиты и высокие процентные ставки разрушают автомобильный рынок, в то время как правительство этой страны борется за стабилизацию экономики.

За исключением особого случая с Бразилией, рыночные проблемы наиболее остры в Европе. Европейский рынок перенасыщен приблизительно на 30%. Кондиционеры, электронное управление тормозами и подвеской ныне становятся стандартными даже на небольших и недорогих автомобилях, в то время как десять лет назад подобное дополнительное оборудование устанавливали только на моделях представительского класса. Цены в Европе снижаются примерно на 2,5% в год - достаточно, для того чтобы свести на нет достижения в сфере повышения производительности труда. Только компании DaimlerChrysler и Volkswagen получают приличную прибыль. General Motors и Ford делают деньги лишь на своих огромных продажах в Европе. Fiat фактически теряет деньги. Ситуация ухудшится в 2000 году. Растущее в Великобритании сопротивление потребителей повышению цен (которые, по оценкам, примерно на одну пятую часть выше цен на континентальных рынках) заставляет Европейскую комиссию тщательно изучить "блочную привилегию" - систему, позволяющую автомобилестроителям осуществлять продажу через ограниченную эксклю

У партнеров

    «Эксперт»
    №1-2 (214) 17 января 2000
    N01-02 (214-215) 17 января
    Содержание:
    Тема недели
    Мир в прошлом году
    Реклама