Экономическая экспансия: как не проесть удачу

Девальвация дала шанс российской промышленности встать с колен. Теперь надо только грамотно им воспользоваться

Вопреки пессимистическим прогнозам, предсказывавшим вслед за финансовым кризисом 1998 года чуть ли не экономический коллапс, российская экономика продемонстрировала в ушедшем году весьма неплохие результаты. По оценкам, рост ВВП достиг 2%, а промышленного производства - 8% (правда, по сравнению с докризисным 1997 годом промышленный рост составил менее 2,5%). Однако реальная картина хозяйственных процессов, скрывающаяся за этими обобщающими показателями, гораздо сложнее.

Особенностью последних месяцев прошлого года стало существенное изменение тенденций экономической конъюнктуры. Произошел переход от оживления промышленного производства, наблюдавшегося с октября 1998-го по июнь 1999 года, к стабилизации объемов выпуска.

Результаты последних опросов руководителей промышленных предприятий также свидетельствуют о постепенном исчерпании факторов оживления хозяйственной конъюнктуры. Спрос на промышленную продукцию уже три-четыре месяца несколько сокращается, постепенно снижается оценка обеспеченности предприятий собственными оборотными средствами.

Иными словами, шанс на подъем "большой" России за счет технологий и ресурсов "малой" остается. Однако для экономической экспансии и, будем говорить прямо, колонизации "большой" России нужны благоприятные макроэкономические условия и действенная инфраструктура экспансии.

Низы хотят, но не могут

Наиболее важной характеристикой сегодняшней экономической ситуации является ее переходный и потому неустойчивый характер. Главные источники оживления, действовавшие вплоть до середины текущего года, - девальвация рубля, стабильность цен естественных монополий, административно отсеченная от валютного рынка денежная эмиссия, улучшение мировой конъюнктуры - практически исчерпались.

Однако осенью прошлого года проявились новые факторы роста, связанные с расширением потребительского спроса и инвестиций. Ключевой вопрос сегодня состоит в том, сможет ли отечественная промышленность откликнуться на рост внутреннего спроса, или же он будет покрыт импортом.

Сейчас уже можно говорить о позитивной тенденции, с августа наметившейся в социальной сфере, - реальные располагаемые доходы населения растут с темпом около 2% в месяц (сезонность устранена). В результате, если в ушедшем году индекс реальных доходов составил 84-85%, то при сохранении этой тенденции в текущем году он может превысить 105%. Рост реальных доходов сразу же позитивно отразился на динамике розничного товарооборота. В целом за 1999 год его индекс оценивается в 90-91%, а в 2000 году - 103-104%.

По данным Госкомстата России, инвестиции в основной капитал, направленные на развитие отраслей экономики (без субъектов малого предпринимательства), возросли за январь-сентябрь (к соответствующему периоду предшествующего года) на 9,3%, в том числе в химической промышленности, машиностроении, пищевой промышленности, транспорте - на 20-40%, в медицинской и лесобумажной промышленности - вдвое. Это свидетельствует о том, что в российской экономике начался достаточно интенсивный инве

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №1-2 (214) 17 января 2000
    N01-02 (214-215) 17 января
    Содержание:
    Тема недели
    Мир в прошлом году
    Реклама