Техника чистой победы

Вчера
«Эксперт» №1-2 (214) 17 января 2000
О концепции предвыборной кампании Союза правых сил рассказывает один из ее организаторов, гуманитарный технолог Ефим Островский

- Союз правых сил, как известно, добился неожиданного успеха на выборах в Думу. Причем в отличие от другого победителя, "Единства", СПС даже косвенно не участвовал в информационных войнах, фактор грязных технологий здесь заведомо не использовался. Поэтому тем более интересно проанализировать причины этой чистой, почти лабораторной победы. Что заставило избирателей отдать СПС свои голоса? Какова была концепция вашей кампании?

- Я думаю, что эта думская кампания была несомненной победой двух "молодых-энергичных-грамотных" - Кириенко и Путина. Победа "Единства" - это, вне всякого сомнения, победа Путина, и только его. А победа Союза правых сил - это победа нового поколения правых и победа Кириенко. Однако в отличие от феномена "Единства", где Путин возник, впечатлил и после этого стало ясно, что он как локомотив может вытянуть любое движение с нулевой известностью, с Сергеем Кириенко ситуация гораздо сложнее. Среди политобъединений, участвовавших в этих выборах, не было объединения с такой мощной отрицательной репутацией, как у СПС. И когда сегодня Чубайс или Кириенко говорят о триумфальном возвращении правых во власть, они говорят фактически о реанимации правых.

- Что же стало основой этой реанимации?

- Образ нового поколения, образ "молодых-энергичных-грамотных". Для населения, которое давно уже живет в новой России, погружено в новый образ жизни, образ действия, все предшествующее поколение политиков выглядит ходульным, искусственным, а не живым. Это очень хорошо проявилось в реакциях на дебаты Кириенко и Чубайса. Когда пошли отклики на эти дебаты, оказалось, что зрители заметили именно человечность этих политиков. Они говорили: "Оказывается, эти люди (Кириенко, Чубайс) такие же, как мы: так же живут, примерно с такими же проблемами сталкиваются, не лицемерят. Помните, как Чубайс сказал Явлинскому, в ответ на его реплику о коробке из под ксерокса: "А вы что, без кэша делаете кампанию".

- Он и с Доренко совершенно свободно обсуждал эту тему.

- Это проявило тот феномен, который мы давно на кончике пера выводили. Новое поколение в отличие от прежних поколений политиков знает, как реально устроен сегодняшний мир, и люди это замечают. В одном из наших роликов, которые мы снимали на улице (там не актеры говорили, а реальные люди с улицы) один мужичок, такой странный, в шапке, именно это и сказал: "Вот эти молодые, они лучше понимают, как мир устроен сейчас".

- То есть с точки зрения технологии была сделана ставка на живость, нормальность образов политиков?

- Почти так. В нашей прежней политической культуре было принято не быть, а казаться. Считалось, что быть собой неприлично, неправильно, неточно. Надо говорить какие-то особенные слова, испытывать какие-то особенные эмоции, демонстрировать какое-то особенное поведение. А установка, которую мы определили на эту кампанию, состояла в том, чтобы максимально открыть настоящих людей. Кириенко, какой он есть. Чубайс, какой он есть.

Я очень хорошо помню, как мы обсуждали дебаты Кириенко с Михалковым, очень во