Похищение Азиопы

Культура
«Эксперт» №3 (216) 24 января 2000
Из всей российской музыки на Западе знают только тувинский фолк

Люди иногда интересуются: кто из отечественных исполнителей более всего популярен на Западе (не имея в виду классических музыкантов). Я всегда стараюсь ответить честно: есть один такой коллектив. Его название, собственно, известно всем специалистам. Однако ж мой, вполне честный, ответ вызывает в вопрошающих смешанные чувства.

Одни начинают неприлично хихикать. Другие - смущенно переспрашивать: как-как? а по буквам? Иные же, и таких немало, возмущаются. Да как же? А слышал ли ты про успешные европейские гастроли имярек? Про его американский альбом? Да знаешь ли, что группу М из города N нынче крутят на канале MCM?

Список выходит весьма внушительный. Мы штурмовали и штурмуем Запад с усердием воинов-крестоносцев. Мы брали эту землю и взрывом, и всхлипом, и "Красной волной". И наездами, и мечтами о ПМЖ. Передовой отряд был крайне внушителен. Вспомним.

Дорогой трудной, дорогой непрямой

Вспомним Джоанну Стингрей, завязшую в нашем глиноземе по щиколотку, по пояс и наконец по шейку - в полном соответствии с былинными традициями. Помянем добрым словом результат ее неуемной энергии - вышедшую на Западе компиляцию Red Wave, где четыре представителя "советского андерграунда" - "Кино", "Алиса", "Аквариум" и "Странные игры" - были представлены вовсе не лучшими, но показательными песнями. Эта увесистая раскладушка из двух пластинок, оформленная в классических традициях постперестроечного дизайна, должна была проложить к сердцам иноговорящих меломанов шаткий мостик, первую тропку, а то и столбовую дорогу. Но не сделала этого.

Вспомним американский альбом Бориса Борисовича Гребенщикова Radio Silence, записанный с неземным качеством в сотрудничестве с Дейвом Стюартом из "Юритмикс" и попавший в Top-200 журнала Billboard. И последовавшие за этим ожесточенные споры: считать почетное 198-е место триумфом или провалом?

Вспомним, наконец, уехавших и пропавших без вести музыкантов. Композитора и аранжировщика Юрия Чернавского ("Банановые острова"). Василия Шумова, лидера недооцененной и по сей день группы "Центр", который нынче осел в Новом Свете и занимается различными медиа-проектами, выпуская редкие альбомы, покуда на родине о нем выходят монографии (в продаже имеется, например, книга философа и поэта Евгения Головина). Прочих, прочих... Да что там - мы ведь даже отдали им нашу Орлеанскую Деву. И Жанна самоотверженно пела по кабакам, пока все же не догадалась вернуться.

Были и по сей день есть отдельные достижения, самым шумным из которых следует считать успех сделанной на экспорт группы "Парк Горького", чей альбом и вправду неплохо продавался в некоторых европейских странах и даже попал в пятерку лучших, кажется, в Дании. Но сама музыка "Горького парка" такого свойства, что радоваться ее успехам совершенно не хочется.

Иногда наши маргинальные коллективы ездят на маргинальные фестивали и участвуют в соответствующих сборниках. Иногда наши поп-звезды поют в приличных западных залах, кои, впрочем, на поверку оказываются набиты все теми же эмигрантами. Иногда они привозят