Новая экспансия федералов

Компании
«Эксперт» №6 (219) 14 февраля 2000

Какие цели преследуют сегодня московские банки, разворачивая филиальную сеть, может ли это повлечь новый передел банковской клиентуры на местах, намерены ли москвичи кредитовать местные предприятия? Опрос журнала "Эксперт", проведенный среди столичных банкиров, показал, что проблема региональной экспансии для них вполне актуальна.

- Провинция уже обожглась на столичных "варягах", которые норовили забрать у нее последнее. Естественно, там относятся к пришельцам с недоверием, - заявил "Эксперту" первый вице-президент банка "Авангард" Эдуард Сахаров. - Массового похода банков в регионы не предвижу, так как планка требований к ним поднята значительно выше, чем это было два года назад. Поклонники сверхприбылей скорее уж сосредоточатся на рынке акций, благо доходность по ним иные аналитики прогнозируют до трехсот процентов годовых в валюте.

В российской глубинке останется только тот, кто искренне хочет сотрудничать с регионами. Такой банк может рассчитывать и на доброе к себе отношение. К примеру, когда "Авангард" открывал филиал в Красноярском крае, местная администрация нам не мешала, но и раскрывать объятия тоже не торопилась. Когда мы на деле доказали, что инвестируем в экономику края, в ее реальный сектор, что благодаря нам улучшается положение на промышленных предприятиях, доверивших банку свои счета, нам предложили стать соучредителями Красноярского губернского банка (блокирующим пакетом акций владеет администрация).

Со своей стороны "Авангард" готов обеспечить Губернский банк необходимыми банковскими технологиями и первоначальными средствами на развитие. Разумеется, определенный передел регионального рынка банковских услуг неизбежен. Если клиенту предлагают более привлекательные условия, он уйдет из одного банка и придет в другой. Но в этом решительно нет ничего дурного - на то и рынок, свободная конкуренция.

По мнению Эдуарда Сахарова, нормальной следует считать рентабельность банковских операций регионального филиала на уровне 20%.

- Определенная стагнация финансового рынка страны, ограниченность набора основных финансовых инструментов приводят к тому, что банки могут получать основные доходы на кредитовании реального сектора. Таким образом, продвижение московских банков в регионы, как правило, связано с переориентацией финансовых потоков на кредитование региональных предприятий, - считает заместитель председателя Автобанка Людмила Шабалкина. - Автобанк, например, активно работает с ГАЗом (Нижний Новгород), "Северсталью" (Вологодская область), НОСТА (Оренбургская область). При этом объем вложений банка в региональные проекты превышает объем ресурсов, привлекаемых с местных финансовых рынков.

Многие региональные банки недостаточно капитализированы. Это не позволяет им удовлетворять потребности крупной клиентуры. Нормативы по достаточности капитала, по объемам кредитования на одного заемщика ограничивают такие возможности. И прежде всего именно поэтому крупные региональные предприятия ищут сотрудничества с крупными московскими банками.

Идя в ре