Мост на бис

Культура
«Эксперт» №8 (221) 28 февраля 2000
Футурологические видения оживают в проектах новых мостов

Спору нет, мостам больше, чем другим архитектурным сооружениям, повезло по части образов и ассоциаций. Скажешь "мост" - так и просится что-нибудь вроде "из прошлого в будущее". За положение между водой и небом, между берегами, то есть вне пределов обычной жизни, мосты всегда любили писатели и кинематографисты и не раз превращали их в подмостки для решающих сцен. Да и литературные персонажи не оставляли мосты без внимания: кто не помнит, как помещику Манилову в сладких хозяйственных грезах мерещился прообраз современного торгово-пешеходного моста, где в лавках сидят купцы и торгуют нужным в крестьянском хозяйстве товаром. Да и каким еще сооружениям так повезло с природными прообразами, как мосту с радугой? Не везет мостам только в большом современном городе. Из величественных архитектурных сооружений они все больше превращаются в безликие участки транспортной сети.

Встреча мостов

Но у мостов есть шанс вернуть себе уважение. Это главное, что обещает выставка "Мост XXI века", проходящая в "Доме на Брестской" - Московском комитете по архитектуре. Ее цель выбрать лучшие проекты для Москвы, чье развитие требует строительства новых мостов. А новое, как известно, это хорошо забытое старое. Поэтому ретроспективный показ старых идей - от футуристических мостов-фантазий времен авангарда до концептуальных проектов архитекторов-"бумажников" последних двух десятилетий - оказался на выставке как нельзя кстати.

В самом деле, именно величественные панорамы, извлеченные на свет божий из запасников Музея архитектуры, подтверждают, что сегодня любоваться такими красавцами, как Бородинский мост в Москве, лучше на старых акварелях и фотографиях. И не потому, что старые акварели их приукрашивают. А потому, что даже те мосты, что возводились в 1930-е годы, как Большой Устьинский, были рассчитаны на другие пространства и другие скорости. Сегодня, когда и сами они, и близлежащие набережные превратились в магистрали, забитые автомобилями, их красота буквально съедается городской сутолокой.

Следовательно, у современных мостостроителей есть два пути сделать свои произведения важными элементами городского пейзажа. Первый - изобрести формы, выдерживающие столкновение с современной жизнью, то есть такие, которые не растворятся в пространствах мегаполиса, пролетаемых на больших скоростях. Второй, прямо противоположный, - остановить движение.

Выстрел из арбалета

Что касается ультрасовременных форм, то изобретать их нынешним проектировщикам помогают мастера уходящего ХХ столетия. В "городах будущего", которые будоражили воображение мечтателей, мосты занимали далеко не последнее место. Яков Чернихов, которого называли "русским Пиранези" за его фантасмагорические архитектурные видения, представлял себе гигантские арочные мосты, возносящиеся над целыми городскими кварталами. В 1960-е годы француз Йон Фридман на волне нового "футурологического взрыва", порожденного бедами урбанизации, создал эскиз "города-моста", где новые районы вырастали непосредственно над старыми частями дряхлого