Разорительный КЗОТ

Тема недели
«Эксперт» №8 (221) 28 февраля 2000
Правительственный проект Трудового кодекса взваливает на работодателей заведомо неподъемный груз социальных льгот для работников

Общественно-экономические реформы в России подошли к очередному ответственному этапу - реконструкции трудовых отношений под стандарты рыночной экономики. Процесс этот болезненный, без смены общественного менталитета не обойтись. Необходимо осознать, что стороны трудовых отношений равно значимы в решении производственных задач, поэтому компромисс - единственный способ соблюдения их интересов. Задача системы законов о трудовых отношениях состоит в том, чтобы обеспечить интересы обеих сторон: трудящимся - минимальную социальную защиту, работодателям - условия, способствующие деловой активности, росту инвестиций и созданию рабочих мест.

Проект Трудового кодекса РФ готовился в Министерстве труда и социального развития долгое время, однако основная работа была выполнена в 1998 году. Практически без изменений документ был представлен общественности правительством Российской Федерации в апреле прошлого года. Почти одновременно депутатом Госдумы прошлого созыва Т. Г. Авалиани в Государственную думу был внесен проект кодекса, разработанный Фондом Рабочей академии и профсоюзами и получивший в печати название "профсоюзный". Появился в Думе и проект от депутата фракции "Яблоко" А. Г. Голова.

На мой взгляд, "профсоюзный" кодекс не обеспечивает равновесия интересов сторон, склоняя чашу весов в сторону даже не наемного работника, а профсоюзов. Меры по защите интересов работодателя практически не разработаны. Чрезмерный, экономически неоправданный объем гарантий и льгот организациям профсоюзов может обернуться для них же боком - крахом предприятий, потерей рабочих мест, заработка и статуса профсоюзной организации. В особенности это грозит занятым в экономически маломощных организациях малого и среднего бизнеса. Наш прогноз - "профсоюзный" кодекс создаст предпринимателям дополнительные основания не высовываться из законодательной "тени", куда прежде их уже загнало российское налоговое законодательство.

Проект, внесенный А. Г. Головым, не завершен, а его концепция слишком радикальна и социально не оправданна: она полностью развязывает руки работодателю в отношении наемного работника.

Правительственный проект ТК обеспечивает эволюционный переход от старого КЗОТа, уже во многом модифицированного под рыночную экономику, путем закрепления в нем недостающих рыночных норм трудовых правоотношений и исключения устаревших стандартов.

В правительственном проекте ТК довольно подробно рассмотрены многие аспекты трудовых отношений, складывающихся в условиях рыночных рисков. Созданы законодательные процедуры, позволяющие работодателям гибко маневрировать трудовой нагрузкой, числом и структурой занятых работников с целью адаптации к колебаниям рыночной конъюнктуры. Более подробно разработана процедура коллективно-договорного регулирования трудовых отношений по поводу условий и оплаты труда. Сформулированы общие принципы социального партнерства нанимателей и работников. Введен раздел, законодательно регламентирующий формы и порядок участия работников в управлении организацией. При