Красота по-японски

Культура
«Эксперт» №9 (222) 6 марта 2000

В Государственном музее Востока открылась выставка "Красота Японии в фотографии". По сути, надо бы добавить "в японской фотографии", так как много сейчас находится заморских охотников "закадрить этническое". Впрочем, японскими фотографами сейчас тоже никого не удивишь. Европа, воющая от наплыва туристов из страны самураев, постоянно слепнет от вспышек их фотоаппаратов.

Но в Москву, кажется, приехали не японцы, а Япония. По крайней мере, на 150 работах трех крупнейших японских фотомастеров не запечатлено ни одного человека. Вместо привычного репортажа, фиксирующего национальный колорит от Императорского выхода до гейши, - одно Святилище, одна императорская вилла и обзор голов буддистских святых: ни дать ни взять эстетический точечный массаж.

Есио Ватанабэ (г. р. 1907) был первым фотографом, допущенным в древнейшее синтаистское святилище в Исе. Кэну Домону (1909-1990) удалось составить фотопортрет Будды, совершив паломничество по 39 храмам. А Ясухиро Исимото (г. р. 1921) сфотографировал интерьеры и живописное окружение Императорской виллы Кацура, строго разделяя мир человека и мир природы: первый - законченный и ограниченно-строгий, второй - органично изменяющийся и живой натюрморт.

Эти фотографы снимали только то, что их соотечественники считают "совершенными творениями", а для японца каждое совершенное творение - вечно. Скажем, синтаистское святилище в Исе с VII века каждые 20 лет подвергается ритуальной реставрации. "Строится заново", - скажем мы. "Сохраняется в первозданном виде", - ответят японцы. И так происходит со всеми памятниками, поэтому и культа древностей здесь нет - есть культ вечности. Например, двести лет назад кто-то забыл у порога одной пагоды зонт. Он до сих пор стоит на прежнем месте, а на стене вырезана надпись "Кто потерял зонт?".

В мировой массовой культуре сложился совершенно другой образ Японии: технократия, мегаполисы, машины на крышах, небоскребы в море. Всем еще известны якудза (местная мафия) и "Манга" - футуристические экстремальные комиксы, с которых "делает жизнь" модная молодежь во всем мире. Казалось бы, Японские острова должны вот-вот расплавиться от бесконечного массмедийного накала, кричащей рекламы и звенящих мобильников. Выжить здесь может только японец. Потому, что каждый японец знает - есть другая Япония, та, которую сейчас можно увидеть в Москве.