На войне как на войне

Культура
Москва, 20.03.2000
«Эксперт» №11 (224)
Мариинский театр поставил самый патриотический российский спектакль

Не только музыкальное, но и политическое ухо

советских композиторов должно быть очень чутким.

А. Жданов

Зачем понадобилось и. о. президента Владимиру Путину встречаться в феврале с худруком Мариинского театра Валерием Гергиевым? Этот вопрос не на шутку взбудоражил музыкальный бомонд. За полным отсутствием какой бы то ни было информации появилось как минимум три версии.

Согласно самой популярной, в Кремле решали вопрос об объединении под рукой Гергиева дирекций Мариинки и Большого театра. Эта идея не нова. По слухам, ее в принципе поддерживали не только некоторые чиновники от культуры, но и артисты Большого театра. Злые языки поговаривали, что раньше любые промахи худрука Большого театра Владимира Васильева сходили ему с рук благодаря личному покровительству президента Ельцина, с которым знаменитый артист стоял плечом к плечу на баррикадах в 1991-м. Новый же лидер-петербуржец ничем особенным с Васильевым не связан, хотя нынешний глава ГАБТа и вошел в состав учредительного совета по выдвижению Путина в президенты.

Вторая версия более обыденна - Мариинка нуждается в госфинансировании ремонта и переоборудования сцены. О необходимости ремонта Валерий Гергиев официально заявил еще в начале сезона. По сведениям "Эксперта", полной суммы в 100-150 млн долларов, необходимой для работ, театр пока не смог получить ни от государства, ни от администрации города, ни от спонсоров. Впрочем, театр пока не имеет и окончательных оценок экспертов и реального проекта реставрации.

Третья версия и вовсе банальна: нужны деньги на очередной грандиозный проект петербуржцев - суперпремьеру оперы Сергея Прокофьева "Война и мир" в версии суперрежиссера Андрея Кончаловского. Такое объяснение казалась наиболее правдоподобным, тем паче что по непонятным причинам сама премьера была перенесена с 25 февраля на 11 марта. Однако вскоре эта версия отпала сама собой, когда выяснилось, что премьеру финансирует один из главных зарубежных попечителей Мариинского театра Альберто Вилар.

Премьеры в опере

Ни кто не мог и предположить, что разгадка культурно-политической шарады может оказаться в поле большой политики. 11 марта новая оперная постановка Мариинки вызвала невиданный ранее международный резонанс, став местом встречи двух премьеров - глав Великобритании и России. Краснознаменные пикеты патриотов у театра не смогли помешать чете Блэров и супругам Путиным благополучно добраться до царской ложи. Однако забыть о великорусском патриотизме политикам не дали и тогда, когда они удобно расположились на голубом бархате кресел, в гостях у одного из самых именитых российских кавказцев - Валерия Гергиева.

Казалось, каждая строка творения Сергея Прокофьева дышала двусмысленностью и была продолжением российской полемики с Западом. Чего стоят только реплики русских офицеров, адресованные иностранцам: "Приехали нас учить... Не понять им, что мы будем драться за нашу русскую землю, и мы победим". Трудно представить, о чем думал в этот момент Тони Блэр, читая на табло с бегущей строкой синхронный

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (224) 20 марта 2000
    Российские банки
    Содержание:
    Рискованная экспансия

    Качество посткризисного кредитного бума может оказаться сомнительным

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама