Теоретики детства

Культура
Москва, 20.03.2000
«Эксперт» №11 (224)

В Инженерном корпусе ГТГ открылась выставка "Детства милые виденья". Здесь представлены около двухсот детских работ 1930-х годов из Австралии, Великобритании, Германии, Ирана, Испании, Китая, Норвегии, Польши, США, СССР, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции и даже Японии. Большая часть творений была прислана в Москву на международный конкурс детского рисунка, который проходил здесь в 1934 году, остальные - с пушкинского конкурса 1937 года. Свою лепту в экспозицию внесла и коллекция советского психолога и искусствоведа Бакушинского, с 20-х годов занимавшегося вопросами детской одаренности.

Все рисунки разные. В 30-е годы существовала масса теорий о том, как развивается человек и как его научить рисовать, в каждой стране детей учили по-разному, что и отразилось в их рисунках.

В Англии в школьном художественном образовании преобладал натурный метод. Именно он, по мнению английских педагогов, развивал зрительную память и наблюдательность. Поэтому среди рисунков английских школьников больше всего пейзажей.

Во Франции старый академический подход к обучению в 30-е годы соседствовал с авангардным "свободным воспитанием", которое провозглашало самоценность детского творчества и невмешательство в него педагога. Так что натюрморты в коричневатой шарденовской гамме соседствуют с по-детски большеголовыми портретами, яркими локальными цветами напоминающими Матисса.

В США, где национальная школа искусства только давала свои первые плоды, молодое поколение пытались обучить новейшим техникам и способам мышления. Оказалось, дети в абстракции ничуть не хуже взрослых. Картину с названием "Маленькие животные, прыгающие на железо" мог бы нарисовать не пятилетний Кевин О`Нилки из Нью-Джерси, а сам Ротко.

В рисунках детей из Японии господствовала традиционная школа "нихонга". Маленькие японцы учились кисточкой и тушью рисовать по рисовой бумаге, достигая совершенства старых японских графиков, повторяя их темы.

Невзирая на разные техники исполнения, темы и школы, все рисунки объединяет одно - чувство детства. Отдельного детского мира, где нет политики и экономики. Нет пришедшего к власти нацизма и надвигающейся войны. Это чувство мира, где время еще течет медленно и размеренно. Мира, где детям нужна родительская любовь, няньки и леденцы, а не компьютеры и электронные игры.

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (224) 20 марта 2000
    Российские банки
    Содержание:
    Рискованная экспансия

    Качество посткризисного кредитного бума может оказаться сомнительным

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама