Налог на дружбу

Экономический анализ
Москва, 27.03.2000
«Эксперт» №12 (225)
России придется выравнивать условия экспорта в СНГ и дальнее зарубежье

Прошедшее в середине марта заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) при правительстве РФ ознаменовалось беспрецедентным событием: президент компании Procter & Gamble по Европе, Ближнему Востоку и Африке Вольфганг Берндт от имени ведущих российских и иностранных фирм, занимающихся производством товаров народного потребления, обратился к Владимиру Путину "за помощью в решении вопроса об НДС в отношении российского экспорта в Украину". По меркам этой чинной организации, подобный демарш бизнесменов тянет если не на скандал, то как минимум на сенсацию. Впрочем, у представителей крупных компаний имеются более чем существенные основания для столь отчаянного шага.

Не секрет, что рынки стран Содружества весьма привлекательны для производителей товаров широкого потребления. Из них наиболее обширными и, следовательно, желанными являются российский и украинский рынки - 150 и 50 млн потенциальных покупателей соответственно. Согласно логике вещей для любой компании было бы вполне естественным размещать основное производство в России, чтобы освоить сначала наиболее емкий рынок, затем осуществить экспансию на Украину и далее уже переходить на рынки других стран СНГ.

Однако на практике эта логика не работает из-за особенностей российского налогового законодательства, согласно которому экспорт товаров в страны СНГ - это "не настоящий экспорт". Во всяком случае, НДС по товарам, продаваемым в ближнее зарубежье, российским производителям не возмещается, как это бывает при экспорте в дальнее зарубежье, а просто включается в цену продукции, увеличивая ее таким образом на 20%.

Взимание этого налога ложится грузом на себестоимость товаров и поэтому губительно для экспорта продукции российскими предприятиями. К тому же, препятствуя загрузке мощностей на наших предприятиях, такой порядок сводит на нет усилия правительства по привлечению как российских, так и иностранных инвестиций. В-третьих, размещение новых инвестиционных проектов становится более выгодным в других странах СНГ, в ущерб Российской Федерации. Именно эти доводы и приводили представители крупнейших западных компаний в обращении к Путину.

Страшно, аж жуть!

Отметим, что идею о необходимости приравнивания условий экспорта в страны СНГ к условиям торговли с дальним зарубежьем большой бизнес поднимает не в первый раз - речь об этом шла на заседании КСИИ в декабре 1998 года. Мало того, российское правительство еще тогда попыталось учесть нужды предпринимателей. "В первоначальных вариантах Налогового кодекса были положения о том, что в течение двух лет начиная с 1998 года Россия должна отказаться от особого режима экспорта в страны СНГ, - вспоминает первый замминистра финансов Сергей Шаталов. - Предусматривалось, что с января 2000 года условия экспорта в ближнее и дальнее зарубежье отличаться не будут. Однако вторая часть Налогового кодекса 'зависла', и никаких изменений до сих пор не произошло".

Впрочем, Налоговый кодекс - далеко не единственный документ, который предусматривал отмен

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (225) 27 марта 2000
    Теневая экономика
    Содержание:
    Обзор почты
    Реклама