Победа российского двигателя

Повестка дня
«Эксперт» №13 (226) 3 апреля 2000

На минувшей неделе госдепартамент США принял решение предоставить российско-американскому СП "РД-АМРОСС" лицензию на производство двигателей РД-180 для новых ракет американской компании Lockheed Martin. Если в течение 30 дней против этого решения не возразит конгресс, то уже ничто не будет препятствовать реализации российско-американского контракта стоимостью около 1 млрд долларов.

По условиям контракта 101 двигатель РД-180, разработанный конструкторами подмосковного НПО "Энергомаш", в течение ближайших десяти лет будет устанавливаться на американских ракетах "Атлас". Когда в начале девяностых Lockheed Martin объявила конкурс на создание нового двигателя для своих ракет-носителей, в нем наряду с множеством американских компаний впервые участвовали две российские - химкинский "Энергомаш" и самарское НПО "Труд". Американский ракетостроитель выбрал подмосковного производителя. Для реализации программы в 1997 году "Энергомаш" и американская Pratt & Whitney создали СП "РД-АМРОСС" c равными долями участия.

Для ракет "Атлас-3", используемых при коммерческих запусках, СП должно выпускать двигатели в России, а для "Атлас-5", которые будут выводить на орбиту грузы по государственной программе (в том числе военные спутники), будет организовано производство РД-180 в США на мощностях Pratt & Whitney. Именно по последнему пункту, который требует спецлицензии соответствующих органов США, вышла задержка из-за разгоревшегося в прошлом году скандала: госдепартамент и конгресс США подозревали "Энергомаш" в передаче Ирану ракетно-космических технологий. На самом деле "Энергомаш" проектировал для иранской нефтяной компании передвижную пожарную установку, но на всякий случай расторг даже этот безобидный контракт. Как заявил "Интерфаксу" гендиректор и генконструктор "Энергомаша" Борис Каторгин, после посещения многочисленных делегаций из США все претензии к российским двигателестроителям были сняты. Американские ракетчики чрезвычайно довольны разрешением конфликта. По словам одного из членов руководства Lockheed Martin Томаса Коркорана, "РД-180 является лучшим маршевым двигателем в мире и позволит сэкономить при постройке 'Атласов' до двадцати процентов средств".

Первый запуск "Атласа" с РД-180 состоится в cередине мая этого года. В России у двигателей НПО "Энергомаш", которые используются практически на всех отечественных ракетах-носителях - "Союзе", "Зените", "Протоне", - тоже неплохие перспективы. На лучшей в мире в своем классе российской ракете "Ангара", вызвавшей фурор на последнем салоне в Ле Бурже, будет устанавливаться все тот же РД-180.