"Программа-5000" и капиталисты России

Тема недели
«Эксперт» №13 (226) 3 апреля 2000
Бизнесу нужно от власти, чтобы она ликвидировала ограничения на рост производительности капитала

Мы считаем, что российский бизнес если еще и не прошел до конца свой "отрезок пути" к максимизации эффективности, то далеко продвинулся вперед. В годовом обзоре ("Эксперт" N1 за этот год) мы писали, что сегодня уже более половины российского ВНП создается производительными силами принципиально нового качества, имеющими в своем составе самые передовые производственные и управленческие технологии. Под их тиражирование и развитие, даже в постдефолтных условиях, российский бизнес способен "подогнать" необходимые, хотя и далеко не достаточные, инвестресурсы с внутреннего и внешнего рынков. Более того, развитие российского капитала уже ощутимо влияет на социальную и политическую структуру страны. По нашим оценкам, 10-15% россиян (в годовом обзоре мы назвали их гражданами "малой" России) действуют в условиях ими же созданных производственных отношений, которые, согласно теоремам истмата, уже не укладываются в прокрустово ложе надстройки и экономической идеологии позднеельцинского типа.

Конечно, вне зависимости от того, что будет происходить или не будет происходить во власти и политсовете СПС, капиталисты России не оставят своих стараний, но сегодня "перемена участи" российского капитала зависит не только и не столько от бизнеса.

Назад - 5000, вперед - 5000

Пятнадцать лет, или примерно 5000 дней назад, "молодежь" под управлением Михаила Горбачева начала преобразования экономики. Помните? - меры по стимулированию НТП, концепция ускорения, устранение ценовых, финансовых и натурально-вещественных дисбалансов. Все это было изложено в "Основных направлениях ... до 2000 года", которые вплоть до настоящего времени и являются последним долгосрочным программным документом на экономическую тему для постсоветского пространства.

За это время Россия изменилась почти до неузнаваемости, и вот Волошин, Касьянов и Греф получили задание разработать стратегию на следующие 5000 дней. Радует сам факт, что такое задание лидером государства дано, но печалит то, что, несмотря на разительные перемены в экономике, ряд проблем 2000 года как две капли воды похож на проблемы образца 1985 года: безобразный баланс топливно-энергетических ресурсов, отсутствие продовольственной безопасности, диспаритет цен, бедность на социальной периферии etc.

Возьмем, например, разрывающие бюджет дотации ЖКХ, с перспектив реформирования которого на прошлой неделе началась презентация материалов Центра стратегических исследований в правительстве. Не стоит иронизировать по поводу того, что ЦСИ быстрее всего подготовил тот раздел, в котором компетентен сам начальник центра. Может, надо начинать и с этого, хотя реформу ЖКХ в Питере Герман Греф провел, а возрождение города так и не началось.

Впрочем, насколько нам известно, эскиз самой стратегии начинается с раздела о социальном контракте. Это, на наш взгляд, уже ближе к делу. Ведь в традиционном понимании социальный контракт заключается между властью, капиталом (работодателями), наемным трудом (профсоюзами) и теми, кого Франсуа Кенэ называл "бесплодным к