Настоящий игрушечный бизнес

Рынки
«Эксперт» №13 (226) 3 апреля 2000
Российские производители игрушек научились делать вполне конкурентоспособную продукцию

В России более 27 миллионов детей до 14 лет. Если каждому родители купят хотя бы одну дешевую игрушку, ценой в несколько десятков центов, уже получается рынок в десятки миллионов долларов. На самом деле он в несколько раз больше. Игрушечная индустрия - вполне серьезный и выгодный бизнес. Лишний раз в этом можно было убедиться, посетив на прошлой неделе выставку "Игрушки и игры" в "Олимпийском".

Хотя выставка была не очень большой и, по словам участников, не слишком точно отражала расклад сил на рынке, одну тенденцию она продемонстрировала четко - в России существенно прибавилось компаний, которые включились в игрушечный бизнес.

Баба-Яга против Барби

Август 1998-го, по словам генерального директора ОАО "Звезда" Константина Кривенко, стал для отечественных производителей не началом, а концом кризиса. До этого на российском рынке царил импорт. Его доля в натуральном выражении, по разным оценкам, колебалась от 75 до 90%. Так, только конструкторами знаменитого датского производителя "Лего" в России торговали сто компаний. После кризиса у "Лего" осталось всего десять дистрибуторов, а объем продаж упал в пять раз. Многие из компаний-импортеров, сделавших большие закупки в канун кризиса, попросту разорились. "В Москве из огромного числа импортеров остались лишь пять-шесть крупных компаний, которые имели либо маленькие запасы игрушек, либо хорошую финансовую поддержку, - говорит менеджер компании 'Премьер-игрушка' Сергей Грошев. - Работать дальше и развиваться они смогли во многом за счет того, что на рынке почти никого не оставалось".

Заполнить образовавшийся вакуум качественным товаром российские производители не спешили - обедневшие соотечественники в полном противоречии с лозунгом "все лучшее - детям" охотно скупали незамысловатый ширпотреб. Но, по словам оптовиков, уже с середины прошлого года ситуация стала меняться в лучшую сторону: спрос стал более притязательным и игрушечники всерьез задумались о модернизации внутреннего производства. Зачастую этим решали заняться бывшие импортеры игрушек.

"Мы продавали на российском рынке импортные игрушки по цене выше средней, - рассказывает генеральный директор компании 'Росмэн-союз' Андрей Притула, - и сразу после кризиса ощутили, что на рынке при наличии больших запасов сравнительно дорогих игрушек образовался вакуум. Счастливое стечение обстоятельств позволило создать проект, который мы сейчас реализуем". Компания совместно с изобретателем Борисом Бухаровым наладила выпуск конструкторов "Блокмастер", на первый взгляд ничем не отличающихся от знаменитого "Лего". Кстати, в России появилось немало производителей, которые так или иначе используют идею датских изобретателей, однако, поскольку система крепления "Лего" запатентована, каждый искал свой вариант - например, менял размеры и форму скрепляющих штырьков. Исследовав российские образцы, в "Росмэне" нашли их неудовлетворительными: детали плохо скреплялись и разваливались. Идея Бориса Бухарова состояла в новом виде крепления с более узкими штырьками, напоми