Второе пришествие дирижаблей

Экономический анализ
«Эксперт» №13 (226) 3 апреля 2000

Прошло 62 года после того, как один из крупнейших в мире пассажирских дирижаблей Graf Zeppelin сгорел при швартовке к причальной мачте в американском штате Нью-Джерси. И вот в этом году немецкая фирма Zeppelin возобновляет производство дирижаблей. По своему объему они будут в десять-двенадцать раз меньше довоенных гигантов.

Первые пять серийных аппаратов имеют длину 75 м и объем 8,2 тыс. куб. м. Основное их предназначение - перевозка двенадцати пассажиров как на короткие расстояния (во время проведения различных выставок), так и на большие - через Атлантику. Для этого создана фирма Transatlantische Luftschiffahrt, которая заказала один дирижабль. Он будет пересекать океан на высоте не более трех километров со скоростью 62 мили в час. По комфорту пассажирской кабины дирижабль не уступает трансатлантическому лайнеру. Это сделано для того, чтобы привлечь на дирижабли туристов, которые смогут с небольшой высоты любоваться Атлантикой. Базирующаяся в Берлине компания CargoLift приступила к монтажу на территории бывшего военного аэродрома Бранд самого крупного в мире ангара для своего транспортного дирижабля LC160 (объем 450 тыс. куб. м). Он предназначается для перевозки в контейнерах 400-450 тонн негабаритных (50х8х8 м) или скоропортящихся грузов на расстояние до 10000 км со скоростью 80-135 км в час.

Одной из причин, побудивших конструкторов создать дирижабль типа LC160, стала необходимость дешевой перевозки турбин и генераторов из Европы на китайскую ГЭС "Три ущелья". Если средняя коммерческая скорость дирижабля составляет около 60 миль в час, то мультимодальная система транспортировки (автотрейлер-железная дорога-сухогруз-железная дорога-трейлер) способна обеспечить скорость, равную лишь 4-5 милям. При этом стоимость перевозки по воздуху будет на 20% ниже.

Из ежегодно перевозимых 1 млрд тонн грузов воздушная транспортировка экономически выгодна только для доставки 55 млн тонн. Из них 25 млн тонн требуют скоростной доставки, поэтому их перевозят обычно самолетами. Самый крупный из них Ан-124-100 "Руслан". По мнению специалистов, в ближайшие двадцать-тридцать лет грузовых лайнеров, подобных "Руслану", на мировом рынке создано не будет. Грузоподъемность "Руслана" составляет до 120 тонн при перевозках на расстояние в 4500 км и 80 тонн - при перевозках на 7000 км. Размеры самолета позволяют размещать в нем грузы длиной до 36 м, шириной до 6 м и высотой до 4,2 м. Несмотря на то что грузовые авиакомпании, эксплуатирующие "Русланы", создали целый арсенал вспомогательных средств, облегчающих погрузочно-разгрузочные работы, для них все же требуются аэродромы.

Оставшиеся 30 млн тонн перевозок - а это грузы, не требующие сверхскоростной доставки, сверхгабаритные, а также доставляемые в районы стихийных бедствий со сложным рельефом - теоретически достаются дирижаблям. При загрузке и выгрузке они не требуют наличия аэродрома. Винты с управляемым вектором тяги и имеющаяся на борту авионика позволяют теперь отказаться даже от мачт, к которым причаливали довоенные д