Одинокий игрок

Культура
«Эксперт» №13 (226) 3 апреля 2000
"Оскар" за анимацию Россия еще не получила

Поболеть за наших кинематографистов, как за российскую футбольную сборную, нам приходится нечасто. Но иногда случай выпадает. Например, когда какая-нибудь российская картина номинируется на "Оскар" в категории "лучший иностранный фильм". Попасть в эту номинацию уже весьма почетно, ведь здесь соревнуются лишь пять картин со всего мира. Комментатор церемонии обычно объявляет: "Картина такая-то, страна такая-то, восьмая номинация этого государства на 'Оскар'". Помимо "лучшего иноязычного фильма" для России открыта еще только одна номинация - "анимационный фильм".

За последнее десятилетие XX века у России было четыре шанса получить золотую статуэтку: в 1990 году ("Корова" Александра Петрова), в 1996-м ("Гагарин" Алексея Харитиди), в 1999-м ("Русалка" Александра Петрова), четвертый шанс оказался нашим.

Вечером 26 марта на сцену "Шрайн Аудиториум" - зала, в котором эти самые статуэтки раздают, наконец-то поднялся Александр Петров. Сам он признается, что победа оказалась для него полной неожиданностью, он даже сомневался, ехать ему в третий раз или нет.

Путь на сцену

Александр Петров учился во ВГИКе у легендарного Иванова-Вано на постановочном факультете, при котором функционировало небольшое отделение анимации. После окончания ВГИКа уехал на Свердловскую киностудию, работал там художником-постановщиком игрового кино. Через шесть лет поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерскую Федора Хитрука и Юрия Норштейна, где в 1989 году сделал свой первый фильм "Корова".

За "Корову" Петров получил невероятное количество призов всех имеющихся в мире фестивалей анимации, в том числе приз за лучший дебют в Аннеси, диплом в Берлине, Гран-при на фестивале в Хиросиме, и главное - номинацию на "Оскар". Первую номинацию России за анимацию за всю историю существования Американской киноакадемии.

Следующая работа Петрова - "Сон смешного человека" - завоевывает главные награды "Крока" (Россия-Украина), "Синанимы" (Португалия) и фестиваля анимации в Тампере.

"Русалку", номинированную на "Оскар" в 1999 году, Петров делает уже на собственной студии "Панорама" в Ярославле. Хотя "собственная студия" - это сильно сказано. "Панорама" - это небольшая комната в местном Дворце культуры.

На оскаровскую церемонию прошлого года Петров прилетел, имея к этому моменту призы фестивалей в Аннеси, Тампере, Хиросиме, Оттаве... всего около десятка престижнейших анимационных наград. "Оскар" уходит другому, и это очень обидно, потому что "Русалка" потребовала от него невероятных затрат - и душевных, и материальных. Но Петров уже имел канадский контракт на "Старика и море".

Петров и "Оскар"

Вечером 30 марта Александр Петров прилетел в Москву, чтобы уже на следующий день уехать в родной Ярославль. Теперь Петров - национальный герой. В Шереметьево-2 его встречали телекамеры и фотокоры. Все газеты пишут, что Петров принес своему отечеству первый "Оскар" за анимацию, несколько забывая о том, что к России эта награда имеет очень условное отношение.

Когда, задолго до отъезда в Канаду, Пе