Финансовый дисбат

Экономический анализ
Москва, 10.04.2000
«Эксперт» №14 (227)
Повышение платежной дисциплины государства - необходимое условие расшивки неплатежей в экономике, считает первый вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко

- Как правительство намерено решать проблему неплатежей?

- Известно, что значительная доля неплатежей генерируется самим государством по тем обязательствам, которые имеет бюджетная система и которые не покрываются финансовыми ресурсами. Каждый рубль неоплаченных обязательств бюджета порождает примерно четыре рубля неплатежей в расчетах.

Главная проблема, которая все время остается в тени, - воспроизводство долгов, что по сути транслируется в проблему ответственности любых бюджетных организаций за свои обязательства. Поэтому первое, что надо сделать, - установить абсолютно четкую ответственность бюджетополучателей всех уровней за все заключаемые контракты. Оплачиваться все контракты должны только в рамках бюджета. Осуществить это можно только в системе казначейского исполнения бюджета и только при регистрации всех контрактов, которые связаны с деятельностью бюджетополучателя.

Нужно исходить из того, что бюджет - это такой же закон, как, например, Уголовный кодекс, и нарушение его следует воспринимать должным образом. Если бюджетополучатель создает долги, на которые не имеет права, он должен нести либо административную ответственность, например, снятие с работы, либо финансовую, либо уголовную, в зависимости от тяжести нарушения.

- Имеется в виду ответственность бюджетных организаций или личная ответственность их руководителей?

- Личная ответственность руководителей. Сейчас бюджетная организация штрафуется, на нее накладываются иски, но в рамках нашего бюджетного устройства все эти иски могут быть обращены к федеральной казне. То есть бюджет штрафует сам себя. Даже долги, которые создаются в региональных бюджетах, могут быть обращены к федеральному бюджету, что, по большому счету, просто нонсенс.

После того как налажена система ответственности, надо провести инвентаризацию, полную оценку бюджетных долгов и составить график их погашения на три-четыре года, включив отдельной строкой в бюджеты соответствующих уровней. Без различных зачетов, целевого финансирования и так далее, чтобы никто не зарабатывал на бренном теле бюджета. Просто нужно честно сказать, что с две тысячи первого по две тысячи пятый год бюджет такими-то долями погасит свои долги живыми деньгами.

- Однако проблема неплатежей не сводится к бюджетным долгам...

- Это правда. Неплатежи - это и реакция на неудовлетворительную для налогоплательщика налоговую систему: таким образом он откладывает свои расчеты с государством.

Еще один аспект проблемы - распространение бартера, взаимозачетов и так далее. В последнее время денежные расчеты между предприятиями в России составляют постоянную величину от денежной массы, при том что объемы производства растут. Происходит разрыв, поскольку предприятиям просто не хватает финансовых средств для обслуживания растущих оборотов. Банки, даже имея свободные ресурсы, не очень охотно идут в реальный сектор, потому что там надо работать напрямую с конкретным производством, которого они в глаза не видели и не знают, о чем речь. Выход на нового клиента - всегда

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (227) 10 апреля 2000
    Частныеинвестиции
    Содержание:
    Осторожно, кризис!

    Осенью 2000 года нас ожидает сильнейший обвал котировок акций

    Обзор почты
    Реклама