Роман с продолжением

Культура
Москва, 17.04.2000
«Эксперт» №15 (228)
Выставка "ХХ век. Мы - в обложке" показала, что нашему графическому дизайну есть на что опереться

Всем, кто когда-либо натыкался на кипы старых журналов на дачном чердаке, известно магическое обаяние их пыльных обложек. Но редкому человеку приходило в голову продлить общение со старыми обложками дольше, чем позволяет сама собой сложившаяся чердачная коллекция. Коллекционеры Алексей и Сергей Венгеровы оказались из тех, кто готов отдать старым журналам годы жизни. Собранные ими обложки отечественных массовых изданий с 1900-го по 1999 год сегодня гостят в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Картина, которая складывается из выставленных 700 журнальных обложек, поучительна. Вся первая треть ХХ века смотрится, как говорится, на одном дыхании. Дальше глаз все реже и реже находит, на чем остановиться. Когда дело доходит до времен московской Олимпиады, смертельная тоска достигает рокового предела и отпускает только в момент встречи с нашими сегодняшними обложками. Не один зритель с удивлением обнаруживал в себе готовность порадоваться тому, на что каждый день равнодушно взирает по дороге на работу. Некоторые переглядывались: "А наши-то ничего!".

Дизайн новой жизни

В 1916 году вышел последний номер журнала "Столица и усадьба" - "журнала красивой жизни", как его определяли издатели. Через год красивая жизнь кончилась навсегда, а за ней и ее журналы. В 20-е годы на смену изысканной графике "Мира искусства", хрупким линиям "Золотого руна", виньеткам "Аполлона" пришел супрематизм "Современной архитектуры", фотомонтаж "Лефа", новаторские шрифты "Кино-фота". Но у лучших дореволюционных журналов и журналов 20-х годов есть нечто, что объединяет их, несмотря на принадлежность к разным мирам, - над ними работали лучшие художники своего времени. Такие знаменитые мастера, как Александр Добужинский, Лев Бакст, Константин Сомов и Михаил Врубель не считали для себя зазорным делать эскизы для журнальных обложек. Теперь они - классика изобразительного искусства Серебряного века.

В 20-е годы над обложками "Лефа" (журнала "левого фронта искусств"), "Безбожника", "Кино-фота" работали Эль Лисицкий, Александр Родченко и Любовь Попова, с которыми сотрудничали знаменитые архитекторы-конструктивисты Иван Леонидов, Михаил Гинзбург, братья Веснины. Их идеи определяли лучшее, что было и позже: почти до конца 30-х годов издавались журналы "Бригада художников" с обложками Эля Лисицкого и "Искусство в массы", где публиковались конструктивистские проекты Мельникова и Леонидова. До самой Отечественной войны дожил "СССР на стройке", чей макет придумали те же Эль Лисицкий, Степанова и Родченко. Но их последние номера выходили уже в то время, когда фасады зданий обрастали колоннами, а конструктивистов принялись обличать за "формализм". Большие художники все дальше и дальше уходили от массовых изданий. Кто по своей воле, а кто и нет. Великая эпоха отечественного журнального дизайна заканчивалась.

"Не понимал и не понимаю"

Конечно, вслед за разоблачением культа личности последовало и "открытие" революционного искусства. Его авангардная эстетика отвечала духу нового революционног

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (228) 17 апреля 2000
    Лоббизм
    Содержание:
    Благодарное дитя специальных интересов

    Лоббизм - национальный спорт американцев

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама