Экстремизм для масс

Культура
Москва, 17.04.2000
«Эксперт» №15 (228)
Успех певицы Земфиры предопределен социальным заказом

Немногим больше года назад московские FM-радиостанции отказывались брать в ротацию песни Земфиры из-за того, что они "слишком провокационные". А уже прошлым летом эти песни собирали стадионы в самых разных городах России. Выпуск ее новой пластинки сопровождался невиданной по современным меркам шумихой и вниманием прессы. Альбом "Прости Меня Моя Любовь" обещает быть рекордсменом по продажам в России.

Точных данных о продаже пластинки компания-производитель "Реал Рекордз" не сообщает. Известно лишь, что "уровень продаж альбома Земфиры в первый же день был в 10 раз выше уровня продаж любого топового проекта". На концерт Земфиры в "Олимпийском" было продано 20000 билетов.

Все, кто писал на эту тему, называют лишь две причины столь шумного успеха - "талант" и "искренность". И то и другое - категории сугубо ненаучные и с трудом поддаются количественному или качественному анализу. Между тем, на наш взгляд, причин, обусловивших феноменальный рост популярности девушки с гитарой, гораздо больше.

Часть первая. Музыкальная

Ту музыку, которую играет Земфира, однозначно относят к року, хотя сегодня грань, отделяющая рок от попа крайне размыта. Чтобы как-то отличать одно от другого, роком обычно называют любую популярную музыку, исполняемую на живых инструментах. Все остальное считают "попсой".

Отличительной чертой всей ортодоксальной интеллектуальной российской рок-музыки всегда был непрофессионализм. Кто только не приходил в рок-н-ролл! Математики, художники, резчики по дереву и даже паркетчики. Реже всего - из музыкантов. В итоге песни отечественных "рокеров" в музыкальном отношении всегда были не более чем авторской песней, разложенной на несколько инструментов. Проверить это просто. Во-первых, песни легко и почти без потери качества исполняются под одну гитару; во-вторых, убери из них голос, поющий текст, и они превратятся в унылый перебор четырех аккордов. Только в последние годы, когда через ТV и FM западные исполнители шагнули в каждый дом, изрядно постаревшие обитатели русского рок-паноптикума осознали необходимость хоть как-то музыкально приукрасить свои откровения.

Юная Земфира изначально осознавала важность профессионального подхода. Правда, одно преимущество у нее было уже на старте - настоящее музыкальное (вокальное) образование. Она отказалась от принципа, провозглашенного еще в далеких семидесятых Гребенщиковым и главенствовавшего в русском роке - от примата содержания над формой. Уже на первой ее пластинке аранжировки были продуманны и интересны. А на втором диске, который она продюсировала уже сама, Земфира даже несколько переборщила с аранжировками, сделав их настолько самодостаточными, что они отчасти заслонили собой и текст, и даже ее вокал.

Константин Кинчев как-то сказал, что на концерте качество исполнения не играет никакой роли, что главное - магнетизм личности фронт-мена. Возможно, ему и его поклонникам этого было достаточно. Но Земфира пошла по иному пути. Концерт в "Олимпийском" показал, что исполнительский профессионализм и харизма

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (228) 17 апреля 2000
    Лоббизм
    Содержание:
    Благодарное дитя специальных интересов

    Лоббизм - национальный спорт американцев

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама