Английский пациент

Компании
«Эксперт» №16 (229) 24 апреля 2000
Сильный фунт стерлингов погубил национальную гордость Великобритании - BMW

Когда шесть лет назад глава BMW Бернд Пишетсридер покупал Rover Group, крупнейшего автопроизводителя Великобритании, вряд ли он мог предположить, что эта сделка в конце концов будет стоить ему карьеры. Для подобных спекуляций не было никаких оснований: ведь британские заводы не только расширяли модельный ряд BMW, но и за счет роста масштабов производства (планировалось производить до 1 млн автомобилей в год) вселяли в баварцев надежду сохранить независимость в консолидирующейся мировой автопромышленности.

Однако "жемчужина британской индустрии" на деле стала для немцев буквально камнем на шее. Баварская фирма потратила на "доведение" Rover в общей сложности 5,4 млрд долларов, но при этом только в прошлом году убытки на предприятиях Rover составили почти 2,4 млрд долларов. Это очень много для BMW, чья чистая прибыль от продаж по итогам года равнялась 600 млн долларов. Владеющее мюнхенским концерном семейство Квандт (48% акций) несколько недель назад осознало, что дорогостоящая затея с Rover в итоге может лишить баварских автопроизводителей независимости. Новый глава BMW Йоахим Мильберг подписал меморандум с Ford о передаче американцам марки Land Rover, а недавно начал переговоры с потенциальным покупателем главных подразделений Rover - мало кому известным английским венчурным фондом Alchemy Partners.

В апреле решение продать Rover, прозванного за хроническую убыточность "английским пациентом", вызвало небольшой политический кризис в Великобритании и спровоцировало определенную напряженность в германо-британских отношениях. Дело в том, что данный шаг скорее всего обернется потерей 50 тысяч рабочих мест. Alchemy собирается ограничиться производством небольших объемов спортивных машин. Расстраивает Лондон и перспектива исчезновения всемирно известной национальной автомобильной марки. Премьер Тони Блэр уже выразил "глубокое возмущение поступком BMW", а британские профсоюзы призвали соотечественников к бойкоту продукции концерна. Особенно уязвляет британцев тот факт, что, как писала местная пресса, баварцы передают Alchemy свои британские предприятия бесплатно. Возможно, они даже доплатят венчурным капиталистам за то, чтобы избавиться от "английского пациента".

Самоуверенные баварцы

Определенную ответственность за провал с Rover несет, конечно, сам менеджмент баварской компании. После десятилетий роста продаж и прибылей немецкие менеджеры полностью исключали возможность принятия неправильных стратегических решений. Именно такое настроение царило в мюнхенском "цилиндрическом" офисе BMW в марте 1994 года, когда British Aerospace PLC продала 80% Rover баварцам за 1,3 млрд долларов.

Так, в ходе первой инспекции британского приобретения г-н Пишетсридер увидел новый прототип двухместного спортивного автомобиля MG, который был разработан до поглощения. Глава BMW немедленно заметил, что передняя часть кузова выполнена некрасиво, и без колебаний распорядился, чтобы дизайн автомобиля был изменен. Когда же сопровождавшие главу BMW британские разработчики сказали