Невидимая монополия

Компании
«Эксперт» №18 (231) 15 мая 2000
Либерализация рынка связи в Германии не привела к смене лидера. Им остается Deutsche Telekom, но почивать на лаврах ему не придется

Немецким подросткам и домохозяйкам несказанно повезло, когда два года назад правительство Германии начало либерализацию рынка телефонной связи. Сегодня в Германии запросто можно звонить по нулевому тарифу - периодически прослушивая, правда, во время разговора рекламные сообщения. Одним из застрельщиков новой услуги стала телефонная компания Mox Telecom, у которой насчитывается уже 5 млн клиентов. Более того, болтливый немецкий потребитель может превратить собственный недостаток в достоинство и заработать на нем. Если клиент вовремя оплачивает счета и наговаривает определенную сумму минут, то компания Tele2, например, готова его премировать.

Даже если не обращать внимания на подобную экзотику, трансформация телекоммуникационного рынка страны наглядно демонстрируется статистическими данными. C начала 1998 года звонки по стране подешевели на 85%, а зарубежные переговоры обходятся даже на 93% дешевле.

Таким образом, одна из двух главных задач либерализации - снижение цен на телекоммуникационные услуги - была успешно решена. Со второй, правда, вышла загвоздка. Компания Deutsche Telekom, традиционный монополист на рынке связи Германии, отнюдь не утратила своих доминирующих позиций.

Бегство к свободе

Четыре года назад бундестаг принял "телекоммуникационный закон", на основании которого в январе 1998 года и началась либерализация германского рынка телефонной связи. Главным лоббистом выступил руководитель Федеральной службы телекоммуникаций и почты Германии (немецкий аналог Минсвязи) Клаус-Дитер Шорле. Закон был разработан и принят на основе предложений Еврокомиссии и Всемирной торговой организации (ВТО), требовавших либерализации телефонного рынка.

На практике новшество означало прекращение монополии DT на рынках местной, дальней (свыше 50 км), зарубежной и мобильной связи. И действительно, многие полагают, что противники монополиста добились своего. Видимым итогом двухгодичного "освобождения связи" стало отступление DT на всех направлениях. Новые телефонные компании, число которых уже перевалило за сотню, включились в ожесточенную тарифную войну за 44 млн клиентов, ранее принадлежавших исключительно монополии. Сегодня в целом они владеют 20% рынка (если считать по количеству соединений в минутах). Что касается дальних или зарубежных переговоров, то в их руках находится даже 40%. В сфере мобильной телекоммуникации новые компании контролируют почти половину рынка.

Как полагают эксперты, в ближайшее время соперничество развернется на рынке местной телефонии в рамках конкретных городских телефонных сетей. Ведь уже сегодня в каждом втором из 84 крупных германских городов пользователи имеют возможность выбирать между DT и другой телефонной компанией. Помимо DT, уже 40 новых компаний предлагают в Германии свои услуги в этом наиболее освоенном секторе связи.

Однако радужные отчеты об успехах демонополизации не должны никого вводить в заблуждение. Пока ни одна немецкая компания не может сравняться по свои масштабам с DT. Более того, "неповоротливый гигант", как