Мариинское золото

Культура
Москва, 05.06.2000
«Эксперт» №21 (234)
Вагнеровская премьера стала лучшим в этом сезоне проектом театра

Похоже, идефикс предприимчивого петербургского мечтателя Валерия Гергиева ввести в репертуар своего театра все лучшие вагнеровские оперы близка к осуществлению. Недавняя премьера первой части грандиозной оперной тетралогии "Кольцо нибелунга" - свежее тому подтверждение.

Обещанная еще два года назад премьера оперы "Золото Рейна" стала, пожалуй, наиболее удачным проектом нынешнего сезона. Причина скромного успеха прежних постановок - прокофьевской "Войны и мира" и "Лючии ди Ламмермур" Доницетти - кроется не в отсутствии новых драматургических идей, а в ситуации, постепенно складывающейся в художественной жизни Мариинского театра. Сегодня самый успешный российский театр вступает в непростой период смены поколений. Галина Горчакова, Ольга Бородина, Любовь Казарновская - оперные звезды, сделавшие в конце 80-х - начале 90-х имя себе и театру на Западе, сегодня либо совсем не поют в Мариинке, либо уделяют ей гораздо меньше времени, чем раньше. Что же до былого "супертенора" 90-х Гегама Григоряна, то сегодня его голос потерял все тембровые прелести и силу.

Попытки постепенно вводить в репертуар Мариинского театра молодые голоса не всегда дают блестящие результаты. Пример тому - "Война и мир", где вокальная неравноценность солистов с первой же картины режет слух. Что же до "Лючии", то этот проект пока лишь подтвердил западный стереотип о том, что русским плохо дается тонкий стиль итальянского бельканто. И приглашение в Мариинку итальянского дирижера Джанандреа Назеды ситуацию пока не спасает.

На сегодняшний день самые большие творческие дивиденды Мариинке приносит ставка на освоение германской музыкальной классики. На сей раз постановщики нашли новое сценическое решение для вагнеровского музыкального фолианта. В "Золоте Рейна" на смену грандиозным часовым механизмам "Летучего голландца" и нагромождению укутанных в мочало арматур "Лоэнгрина" и "Парсифаля" пришел здоровый минимализм - почти трехчасовое музыкальное действо идет на фоне зияющей пустоты черной сцены, окруженной мрачными бутафорскими скалами. Для создания фантастического антуража орлиного гнезда германских богов в Мариинку специально были приглашены немецкий режиссер Йоханнес Шааф и его соотечественники - художники Готфрид Пильц, Клаудиа фон дер Бай и Манфред Фосс. Правда, арийских богов, в соответствии с оперной модой прошлых десятилетий, художники превратили в обычных бюргеров, задрапировав пивные животы солистов в смокинги и подчеркнув аппетитные формы петербургских певиц секретарским декольте. На фоне старомодных тонких галстуков вагнеровских небожителей совершенно нелепо выглядела пара великанов - близнецов Носферату - в клоунских ботинках семидесятого размера и хипповых брюках-клеш. Еще более забавной у мариинцев вышла богиня судьбы Эрда - трехметрового роста трамвайная нищенка, поддерживаемая со всех сторон дружками в черных плащах.

Что же до музыкальной части постановки, то оркестр под рукой Валерия Гергиева был, как всегда, на высоте. На этот раз и премьерный состав вагнеровского шедев

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (234) 5 июня 2000
    Налоговая реформа
    Содержание:
    Неявная амнистия "черных" зарплат

    Налоговые инициативы правительства разъясняет один из основных авторов Налогового кодекса, первый заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов

    Обзор почты
    Политика
    Реклама